Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В. и Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 мая 2024 года кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2023 года по административному делу N 2а-2748/2023 по административному исковому заявлению Сергеевой А.М, Блохиной О.А. об оспаривании отказа Министерства в предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения Сергеевой А.М, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 марта 2023 года Сергеева А.М. и Блохина О.А, являющиеся собственниками жилого дома по адресу: "адрес", обратились в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N для размещения указанного дома (л.д. 38).
Письмом от 1 июня 2023 года Министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду его расположения в границах красных линий на территории общего пользования, предназначенной для размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Красные линии утверждены в составе проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 года N 1202 (далее - решение от 1 июня 2023 года, л.д. 51).
Не согласившись с решением от 1 июня 2023 года, Сергеева А.М. и Блохина О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены, решение от 1 июня 2023 года признано незаконным, на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов.
В кассационной жалобе Министерство просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя доводы, аналогичные оспариваемому решению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения.
В целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), пунктом 1 указанной статьи предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6).
Положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают оснований для отказа собственнику здания, сооружения в выделе земельного участка, необходимого для использования этого объекта недвижимости, за исключением случаев, когда участок является неделимым.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно исходил из того, что собственник жилого дома в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет безусловное право на предоставление ему земельного участка для использования указанного объекта, в связи с чем пришёл к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на правовую позицию, изложенную в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2024 года N 49-КАД23-7-К6, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, установленные по конкретному делу и подтвержденные исследованными доказательствами.
Судами сделан правильный вывод о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратились собственники жилого дома, которые имеют безусловное право на предоставление земельного участка для использования данного объекта, при этом решение об изъятии земельного участка в срок, установленный частью 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом не принято.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.