Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Умбетовой Э.Ж.
судей Ляпина Н.А. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 мая 2024 года кассационную жалобу административного истца Игумнова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13 февраля 2024 года по административному делу N 2а-5753/2023 по административному исковому заявлению Игумнова А.А. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Кировской области), заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, заместителю главного государственного санитарного врача по Кировской области Князевой Л.И. о признании незаконными действий (бездействия) и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игумнов А.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действий (бездействия) заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Кировской области Князевой Л.И. нарушающих его права и свободы, направлении материалов дела в следственные органы, взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб.
В обоснование требований административным истцом указано на то, что оспариваемые действия, нарушившие его право на получение достоверной и своевременной информации об угрозе жизни и здоровью, выразились в подписании Князевой Л.И. постановления от 30 августа 2023 года N 2 "О проведении профилактических прививок против гриппа в предэпидемический период 2023 - 2024 годах на территории Кировской области" (далее - Постановление N 2). Полагает, что статья 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) не наделяет административного ответчика полномочиями издавать постановления о проведении профилактических прививок против гриппа, в том числе в предэпидемический период, и устанавливать сроки вакцинации. По мнению административного истца, исказив и предоставив недостоверную информацию, Князева Л.И. Постановлением N 2 нарушила его законное право на получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В пункте 2 Постановления N 2 Князева Л.И. рекомендовала обеспечить проведение прививочной компании против гриппа с охватом до 60% от численности совокупного населения, чем ограничила государственную гарантию доступности бесплатных профилактических прививок для 40% населения Кировской области. Князева Л.И. не имеет полномочий устанавливать размер финансового обеспечения по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней. Действие административного ответчика нарушает законодательство и обладает признаками злоупотребления полномочиями.
Также полагал, что административный ответчик требованием пункта 3.2 Постановления N 2 обязывала руководителей образовательных учреждений к сбору персональных данных, составляющих "врачебную тайну", чем нарушила право граждан на частную жизнь. Также Князева Л.И. не имела права рекомендовать министру образования Кировской области обеспечивать постоянный контроль за организацией и проведением иммунопрофилактики. В пункте 4 Постановления N 2 Князева Л.И. рекомендовала в срок до 1 декабря 2023 года обеспечить выполнение плана профилактических прививок, в пункте 12 требовала обеспечения еженедельной информации о ходе прививочной кампании, тем самым установилаперечень органов исполнительной власти и организаций по осуществлению контроля за прививочной кампанией, чем нарушила обязанность по исполнению полномочий, ограничила право административного истца на частную жизнь и получение достоверной информации об угрозе жизни и здоровью. Несвоевременное опубликование постановления также ограничило право административного истца на получение своевременной информации об угрозах жизни и здоровья.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 29 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13 февраля 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований Игумнову А.А. отказано.
В кассационной жалобе Игумнов А.А, ссылаясь на обстоятельства, изложенные им в исковом заявлении и апелляционной жалобе и составляющими его позицию в судах первой и апелляционной инстанции, просит судебные акты по делу отменить, как незаконные и необоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что, согласно части 2 статьи 326 КАС РФ, не препятствует ее рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27 мая 2024 года.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела не допущено.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 года N 684, Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы (пункт 10). Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Кировской области (пункт 11).
Приказом Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 11 июля 2023 года N 283-о в связи с нахождением руководителя Управления Белоусовой Е.А. в отпуске временное исполнение обязанностей руководителя в период с 14 августа по 9 сентября 2023 года возложены на Князеву Л.И. - заместителя руководителя Управления.
30 августа 2023 года врио главного государственного санитарного врача по Кировской области Князевой Л.И. издано оспариваемое Постановление N 2, в котором указано, что эпидемический сезон 2022 - 2023 года в Кировской области характеризовался ранним началом; пик заболеваемости гриппом и ОРВИ пришелся на 51-ю неделю 2022 года. Превышение недельных эпидемических порогов среди совокупного населения в целом по области регистрировалось на протяжении всего сезона; максимальное превышение недельных эпидемических порогов было зарегистрировано с 50 недели 2022 года по 2 неделю 2023 года. Интенсивность эпидемического порога на пиковой неделе составила 142, 93 на 10 тысяч населения. В целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний гриппом и ОРВИ населения Кировской области и подготовки к эпидемическому сезону по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям 2023 - 2024 года даны рекомендации, в том числе, Правительству Кировской области обеспечить дополнительное финансирование за счет средств регионального бюджета для закупки вакцины против гриппа в целях иммунизации 60% совокупного населения области (пункт 1), министру здравоохранения Кировской области в срок до 1 декабря 2023 года провести прививочную кампанию против гриппа в осенний период 2023 года населения Кировской области, в том числе работников медицинских организаций, с охватом до 60% от численности совокупного населения и не менее 75% охвата профилактическими прививками против гриппа в группах риска, предусмотренных Национальным календарем, включая лиц, работающих в организациях птицеводства и свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, свиньями, лиц, осуществляющих разведение домашней птицы, свиней для реализации населению (за исключением лиц с абсолютными противопоказаниями к проведению профилактических прививок против гриппа) (подпункт 2.1).
Рекомендации также даны министру образования Кировской области (пункт 3), министру социального развития Кировской области (пункт 4), министру спорта и туризма Кировской области (пункт 5), главам муниципальных образований Кировской области (пункт 6), главным врачам медицинских организаций Кировской области, подведомственных министерству здравоохранения Кировской области (пункт 7), юридическим лицам независимо от их форм собственности и индивидуальным предпринимателям (пункт 9), руководителям организаций высшего образования и организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (пункт 10). Данные рекомендации касаются проведения иммунизации сотрудников соответствующих сфер против гриппа, обеспечения контроля за проведением иммунизации.
Контроль за организацией и проведением иммунизации населения области возложен на начальника отдела эпидемиологического надзора и начальников территориальных отделов (их заместителей) Управления Роспотребнадзора по Кировской области (подпункт 11.1).
Указанным в постановлении лицам предписано обеспечить еженедельное направление в Управление Роспотребнадзора по Кировской области информации о ходе прививочной кампании (пункт 12).
Постановление размещено в сети интернет на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кировской области 4 сентября 2023 года, а также в информационно-правовой системе "Консультант Плюс".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 29, 35, 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, статей 4, 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", исходил из того, что действия административного ответчика по изданию Постановления N 2 соответствуют требованиям закона, поскольку оно принято врио главного государственного санитарного врача по Кировской области Князевой Л.И. в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований к процедуре принятия, правилам введения в действие, мотивировано, содержит анализ эпидемиологической ситуации по заболеваемости ОРВИ и гриппом в Кировской области, не ограничивает прав граждан на бесплатную вакцинацию; права административного истца оспариваемыми действиями не нарушены.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом судов, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства (часть 1 статьи 14 КАС РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1 статьи 62 КАС РФ).
В соответствие со статьей 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Административный истец в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями врио главного государственного санитарного врача по Кировской области Князевой Л.И, в связи с чем правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленного требования, судебными инстанциями не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным, позиция судов обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 КАС РФ по доводам кассационной жалобы Игумнова А.А. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Игумнова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.