Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Крамаренко Н.Г, Дурновой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермолаевой Ирины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 января 2024 г. по гражданскому делу N 2-2436/2022 по иску Ермолаевой Ирины Владимировны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, объяснения Ермолаевой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ермолаева И.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование исковых требований указала, что 31 октября 1999 г. умер ее отец Ермолаев В.П, после смерти которого открылось наследство, кроме всего прочего, состоящее из земельного участка по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с кадастровым номером N
Она является наследником по закону, намерена реализовать свои права на наследственное имущество, но сделать это не может в связи с тем, что наследодатель не оформил право собственности на спорное имущество в установленном законом порядке, кроме этого, отсутствует оригинал свидетельства о праве собственности.
Ермолаева И.В. просила суд признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", в порядке наследования после смерти Ермолаева В.П, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 21 ноября 2022 г. исковые требования Ермолаевой И.В. удовлетворены, за ней признано право собственности в порядке наследования после смерти Ермолаева В.П, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок с кадастровым номером N
Определением от 14 сентября 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ Национальный парк "Самарская Лука".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 января 2024 г. решение суда первой инстанции от 21 ноября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ермолаевой И.В. к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования отказано.
В кассационной жалобе Ермолаева И.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 января 2024 г, решение суда первой инстанции от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения.
Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области направлено в суд кассационной инстанции заявление, в котором ответчик просит кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие представителя.
СНТ "Мичуринец" в письменных объяснениях просит кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие представителя, отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 января 2024 г, оставить в силе решение суда первой инстанции от 21 ноября 2022 г.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, письменных возражений по доводам кассационной жалобы от них в суд кассационной инстанции не поступило.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, письменных объяснений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции, рассматривавшим дело по правилам производства в суде первой инстанции, не допущено.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истицы Ермолаевой И.Г. - Ермолаев В.П, после смерти которого открылось наследство.
Ермолаевой И.Г. выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 20 ноября 2001 г. на наследственное имущество, состоящее из ? доли двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес".
Также судом апелляционной инстанции установлено, что Исполнительным комитетом Ставропольского районного Совета депутатов трудящихся от 12 мая 1974 г. N 158-а принято решение просить Куйбышевский областной Совет депутатов трудящихся изъять 43 га пастбищ совхоза "Жигули" для отвода под коллективное садоводство (л.д. 150, т. 1).
Исполнительным комитетом Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 26 июля 1974 г. N 446 принято решение просить Совет Министров РСФСР разрешить изъять, в том числе, 43 га земли /малоценных пастбищ/ из землепользований совхоза "Жигули" Ставропольского района и отвести в постоянное пользование Волжскому автомобильному заводу для коллективного садоводства (л.д. 151 - 160, т. 1).
Решением Исполнительного комитета Ставропольского районного Совета депутатов трудящихся от 10 июня 1985 г. N 226 утвержден устав садоводческого товарищества "Мичуринец" (л.д. 161, т. 1).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Ермолаева И.Г. полагала, что в состав наследства после смерти отца должен войти земельный участок для коллективного садоводства, площадью 0, 05 га, расположенный в садоводческом товариществе "Мичуринец/ВАЗа", принадлежащий наследодателю на основании свидетельства на право собственности на землю серии САМ320003 N 001938 от 10 октября 1993 г, выданного Главой администрации села Жигули на основании постановления Куйбышевского облисполкома от 26 июля 1974 г. N446 (л.д. 10, т. 1).
Из справки председателя СНТ "Мичуринец" от 17 августа 2022 г. N 10 следует, что Ермолаева И.В. с 1999 г. открыто пользуется дачным участком "адрес". Все годы открыто владеет данным земельным участком, оплачивает членские и другие взносы, добросовестно выполняет решения общих собраний. Предыдущий собственник земельного участка N 517 Ермолаев В.П. исключен из членов СНТ в 1999 г. в связи со смертью (л.д. 11, т. 1).
В то же время, согласно общедоступным сведениям, постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", был создан национальный парк "Самарская Лука", согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р, находящийся в ведении Минприроды России.
Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. N 161 в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда.
Также в состав национального парка включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333 общая площадь национального парка определена в 125 051 га.
Министерство лесного хозяйства РСФСР письмом от 5 ноября 1985 года N 8-17/665 согласовало границы, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333.
Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом "Союзгипролесхоз" Госкомлеса СССР в 1990 г. выполнена работа "Корректировка технико-экономического обоснования организации государственного природного национального парка "Самарская Лука", в которой отражено, что площадь государственного природного национального парка составляет 128 тыс. га.
В 1995 г. Центральным государственным лесоустроительным предприятием "Центрлеспроект", находящимся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России, проведено лесоустройство и уточнение фактических границ национального парка.
Согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства государственного лесного фонда национального парка "Самарская Лука" общая площадь национального парка составила 127 186 га.
Приведенная площадь национального парка с 1995 г. остается неизменной. Общая площадь заповедной и особо охраняемой зон национального парка составляет 38 712 га.
Приказом Минприроды России от 9 марта 2004 г. N 259 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука".
Иные нормативные акты, изменяющие границы Национального парка "Самарская Лука" не принимались.
Сведения о границах Национального парка "Самарская Лука" как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в Государственный кадастр недвижимости в 2012 г, а в связи с вступлением с 1 января 2017 г. в законную силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в отношении Национального Парка "Самарская Лука" в части указания вида объекта - территория особо охраняемого природного объекта.
Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2 к Положению от 9 марта 2004 г. N 259, а в приложении 3 - карта-схема функционального зонирования территории национального парка.
Согласно приложению N 2 в число землепользователей, входящих в состав национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, вошли земли колхозов, совхозов и подсобных сельских хозяйств Ставропольского района.
Границы Национального парка "Самарская Лука" утверждены указанными нормативными актами, которые являются общедоступными.
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк "Самарская Лука", присвоен реестровый N
Земельный участок с кадастровым номером N находится на территории особо охраняемого природного объекта национальный парк "Самарская Лука".
Границы национального парка соответствуют естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилища до села Переволоки с исключением собственно г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.
В число землепользователей, входящих в состав национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, вошли земли колхозов, совхозов и подсобных сельских хозяйств Ставропольского района.
С момента установления границ особо охраняемой природной территории - Национального парка "Самарская Лука" все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ермолаевой И.В, оценив вышеизложенные доказательства в своей совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 218, статей 1112, 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 12, 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", исходил из того, что на территории национального парка допускается только ограниченная деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, и возможность передачи в собственность земельных участков законом не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что с момента принятия постановления Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. N161 "О создании государственного природного Национального парка "Самарская Лука" земли национального парка являлись государственной собственностью, а с 1991 г. относятся исключительно к федеральной собственности, из чего следует вывод о том, что в 1993 г. спорный участок не мог быть предоставлен администрацией муниципального района, поскольку последняя не являлась лицом, уполномоченным на распоряжение объектом федеральной собственности, в том числе при установленном законом запрете на предоставление в собственность земельных участков, расположенных в границах национальных парков.
Выводы суда апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, изложены в обжалуемом апелляционном определении и в дополнительном обосновании не нуждаются.
Оценка представленных сторонами доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке доказательств не установлено.
Судом апелляционной инстанции установлено, что территория, на которой расположен спорный земельный участок, являлась и является собственностью Российской Федерации, потому ее отчуждение в собственность Ермолаева В.П. было недопустимым.
При этом вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 и приказа Минприроды России от 25 февраля 2015 N 69, подлежат согласованию с последним.
Кроме того, суд апелляционной инстанции констатировал то обстоятельство, что согласно статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а также то обстоятельство, что статьей 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях предусмотрена возможность оборота земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, в данном случае правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку как выше указано на территории национального парка допускается только ограниченная деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, и возможность передачи в собственность земельных участков для коллективного садоводства, законом не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции обратил внимание, что согласно представленным в ходе апелляционного рассмотрения дела дополнительным доказательствам, в том числе согласно межевому плану от 7 декабря 2023 г, изготовленному кадастровым инженером Луниной И.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером N, данный земельный участок фактически расположен в пределах границ разных муниципальных образований, а именно частично в границах городского округа Жигулевск, и частично в границах сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, что в силу положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации недопустимо.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок предоставлен Ермолаеву В.П. на основании постановления Куйбышевского облисполкома от 26 июля 1974 г. N 446 и Главой администрации села Жигули 10 октября 1993 г. выдано свидетельство на право собственности на землю, и на момент выдачи свидетельства на право собственности на землю указанных в апелляционном определении нормативно-правовых актов не существовало, как не существовало и Территориального управления Росимущества в Самарской области, не влекут отмены апелляционного определения и юридических последствий в виде возникновения у истицы права на данный земельный участок в порядке наследования, поскольку судом установлено, что решение о предоставлении Ермолаеву В.П. земельного участка было принято лицом, не обладающим в силу закона правом распоряжаться земельными участками, имеющими особый статус и находящимися в федеральной собственности.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ермолаевой Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи Т.М. Крамаренко
Н.Г. Дурнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.