Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Е.В, судей Матвеевой Л.Н, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Самары от 7 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-5346/2023 по иску товарищества собственников жилья "Волга" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, заслушав доклад судьи Крыгиной Е.В, пояснения ФИО1, объяснения представителя ТСЖ "Волга" - ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Волга" обратилось в суд с иском к ФИО1 и просило взыскать с ответчика, как с собственника квартир "адрес" в "адрес", задолженность за жилищно-коммунальные услуги образовавшуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 90 126, 79 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 932, 50 рубля.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 7 декабря 2023 года исковые требования ТСЖ "Волга" удовлетворены частично, с ФИО1 в пользу ТСЖ "Волга" взыскана задолженность по коммунальным платежам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 90 126, 79 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 932, 50 рубля.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 марта 2024 года решение Ленинского районного суда города Самары от 7 декабря 2023 года изменено путем исключения из резолютивной части решения указания о частичном удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании ФИО1 кассационную жалобу поддержала, по изложенным в ней доводам.
Представитель ТСЖ "Волга" - ФИО4 против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Пояснил, что расчет задолженности производился с учетом решения, принятого на общем собрании, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, формула, предусмотренная Правилами 354 не применялась.
Заслушав пояснения участвующих по делу лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении спора и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ТСЖ "Волга" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: "адрес".
ФИО1 является собственником "адрес", площадью 153 кв.м, и N, площадью 95, 70 кв.м.
Согласно уточненному расчёту, представленному ТСЖ "Волга", задолженность ФИО1 за жилищно - коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 90 126, 79 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком ФИО1 не представлены доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение обязательств по внесению платы за жилищно - коммунальные услуги.
Соглашаясь с представленным расчетом задолженности суд первой инстанции указал, что способ и порядок оплаты за коммунальные услуги утвержден решением общего собрания собственником и дольщиков многоквартирного дома, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет произведен с учетом площадей жилых помещений, офисов, а также коридоров (МОП) всех секций "адрес".
Проверяя законность принятого судебного акта суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился указав, что способ и порядок расчета оплаты на коммунальные услуги утвержден протоколом общего собрания собственников и дольщиков дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции исходил из возможности расчета стоимости ГВС, ХВС и отопления с учетом формулы, утвержденной решением общего собрания, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
С выводами судов обеих инстанций о праве ТСЖ "Волга" на обращение в суд с требованиями к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, суд кассационной инстанции соглашается, поскольку в рамках рассмотрения спора установлено, что ТСЖ "Волга" заключены договоры на поставку энергоресурсов, предназначенных исключительно для обеспечения потребностей собственников помещений многоквартирного дома, как секций 1 и 2, введенных в эксплуатацию, так и секции 3.1.
Подача тепловой энергии, ХВС, ГВС, электроэнергии в секцию 3.1 осуществляется через единый ввод, расположенный в секции N многоквартирного дома. Учет объема потребленных ресурсов тремя секциями производится по показаниям единого общедомового прибора учета по каждому виду услуг.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что факт не введения в эксплуатацию секции 3.1 многоквартирного дома сам по себе не является основанием для освобождения ответчика как лица, получающего энергоресурсы, от обязанности их оплаты.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в части применения в расчетах формулы, утвержденной решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, полагая их сделанными на основании не полно установленных обстоятельств дела.
Так, как следует из уточненного расчета общая площадь трех секций многоквартирного дома составляет 14869, 90 кв.м, в том числе, секции 1 и 2 площадь жилых помещений - 7309, 70 кв.м, площадь офисов - 1055, 90 кв.м, площадь коридоров (МОП) - 522, 90 кв.м, итого - 8888, 50 кв.м, секции 3.1 - площадь жилых помещений - 5079, 90 кв.м, площадь офисов 381 кв.м, площадь коридоров (МОП) 520 кв.м, итого - 5981, 40 кв.м.
Расчет процентного объема потребленных ресурсов определяется в процентном соотношении общей площади многоквартирного дома к общей площади секций 1 и 2 и секции 3.1.
Указанные проценты используются для получения значения потребленного энергоресурса секциями, впоследствии полученное значение используется в формуле расчета, утвержденной протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, и рассчитывается доля участия ответчика исходя из площадей принадлежащих ей жилых помещений.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 названного постановления).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
С учетом изложенного правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Судебное постановление не должно содержать неясностей, затрудняющих понимание содержания судебного акта, нечеткостей относительно прав и обязанностей сторон, либо противоречивых формулировок, вызывающих неоднозначное толкование.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Вышеприведенным требованиям закона постановленные судебные акты в полной мере соответствующими признать нельзя ввиду следующего.
В силу статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при отсутствии, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (пункт 36 указанных Правил).
Согласно пункту 38 названных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 42 Правил при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Пунктом 59 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Пункт 60 Правил в абзаце первом закрепляет, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным пунктом 59 Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1, 5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм закона, порядок расчета платы за оказанные коммунальные услуги является различным и зависит от того, установлен ли в многоквартирном доме коллективный (общедомовой) прибор учета, установлены ли у потребителя индивидуальные приборы учета, являются ли они исправными и пригодными для коммерческого расчета потребляемого ресурса.
Вместе с тем, от установления всех юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции уклонился.
Как указано выше, суды, производя расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности, исходили из того, что решением общего собрания собственников и дольщиков "адрес" в "адрес", оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что для расчета объема ХВС, ГВС и отопления будет применяться формула, по которой объем потребленного за месяц делится на общую площадь дома и умножается на площадь квартиры.
Таким образом, вопрос определения такого расчетного способа обсуждался на общем собрании собственников еще в 2005 году, в условиях, когда многие собственники были неизвестны, не зарегистрированы, квартиры не заселены, что, по мнению участников, как указано в самом протоколе, привело к невозможности делать расчет потребленных энергоносителей.
Применяя в расчете задолженности по коммунальным услугам формулу, утвержденную общим собранием собственников помещений, суд первой инстанции не учел вышеизложенные требования действующего законодательства, не указал мотивов, по которым пришел к выводу о том, что применение указанного порядка расчета (формулы, утвержденной общим собранием собственников) не нарушает прав и законных интересов ответчика, не дал оценки указанному решению собственников многоквартирного дома в части решения вопроса по установлению порядка расчета платы за коммунальные услуги во взаимосвязи со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей компетенцию общего собрания собственников многоквартирного дома.
Кроме того, суд с учетом положений статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не обсудил вопрос о необходимости использования специальных познаний для определения возможности/невозможности осуществления расчета задолженности ответчика в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, а также соответствия примененного истцом расчета платы вышеуказанным Правилам, хотя, не обладая специальными познаниями, был вправе привлечь к участию в деле специалиста для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, включая представленные истцом расчеты, либо поставить на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), в связи с чем, судебная коллегия находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, дать оценку всем доводам и возражениям сторон, в том числе доводам ответчика относительно внесения ею оплат, проверить обоснованность произведенных начислений и правильность распределения поступающих платежей, дать оценку доводам относительно оказания услуг ненадлежащего качества и их неоказания в юридически значимый период, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 марта 2024 года отменить.
Направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Самарский областной суд.
Председательствующий Е.В. Крыгина
Судьи Л.Н. Матвеева
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.