Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Туляковой О.А, Борченко Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-278/2023 по иску Антоновой Ирины Федоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Антонова И.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ), мотивировав требования тем, что 07.03.2023 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОСФР по РТ от 21.03.2023 N 161296/23 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, поскольку не наступил срок по достижении которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом- положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". В специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с 27.12.1997 по 31.08.1999, с 03.09.2002 по 31.08.2003 - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет; с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя по индивидуальному обучению на дому. Истец решение ОСФР по РТ в части невключения периодов работы с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя Камско-Устьинской СОШ по индивидуальному обучению на дому считает неправомерным.
Просит суд признать решение ОСФР по РТ N 161296/23 от 21.03.2023 об отказе в установлении (выплате) пенсии Антоновной И.Ф, в части невключения в педагогический стаж периодов работы с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя начальных классов Камско-Устьинской средней общеобразовательной школы, незаконным; обязать пенсионный орган включить в стаж работы по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды, работы с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя начальных классов Камско-Устьинской средней общеобразовательной школы ; обязать установить дату выработки стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста в 25 лет - 19.04.2022.
Решением Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 октября 2023, иск Антоновой И.Ф. удовлетворен.
Признано незаконным решение ОСФР по РТ N 161296/23 от 21.03.2023 об отказе в установлении (выплате) пенсии Антоновной Ирине Федоровне, в части невключения в педагогический стаж периодов работы с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя начальных классов Камско- Устьинской средней общеобразовательной школы.
На ОСФР по РТ возложена обязанность включить Антоновой И. Ф, 11.06.1975 г.р, в стаж работы по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя начальных классов Камско-Устьинской средней общеобразовательной школы, а также обязанность установить дату выработки Антоновой И.Ф. стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста в 25 лет - 19.04.2022.
В кассационной жалобе ОСФР по РТ просит решение и апелляционное определение отменить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права; полагают, что материалами дела не установлен факт работы истца в штатной должности учителя.
Антонова И.Ф. и ее представитель - Миннуллин И.Г. (по ордеру), участвуя в судебном заседании суда кассационной инстанции с использованием ВКС-связи через Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан, против удовлетворения кассационной жалобы возражали, полагая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом решением ОСФР по РТ от 21.03.2023 N 161296/23 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей поскольку не наступил срок по достижении которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Согласно решения ответчика 25 лет педагогического стажа у Антоновой И.Ф. выработано 18.02.2023 включительно, то есть не прошло 5 лет с даты, на которую выработан стаж: на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии. На дату обращения специальный стаж заявителя составил 25 лет 00 месяцев 18 дней. Страховой стаж в общей сложности составил 28 лет 06 месяцев 23 дня.
В специальный страховой стаж не включены периоды работы: с 27.12.1997 по 31.08.1999, с 03.09.2002 по 31.08.2003 - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет, поскольку в соответствии с пунктом 21 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 (до даты вступления в силу Закона РФ от 22.09.1992 N 3543 "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"); с 01.11.2003 по 31.08.2004 в должности учителя по индивидуальному обучению на дому, так как согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ 29.10.2002 N 781, работа в должности учителя не подтверждена.
Антонова И.Ф. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 20 января 2000 года.
Согласно копии диплома УТ N 364606 Антонова (девичья фамилия - Чичерова) Ирина Федоровна с 01.09.1992г. по 28.06.1994г. получила среднеспециальное образование в Тетюшском педагогическом училище по специальности учитель начальных классов общеобразовательной школы, присвоена квалификация "учитель начальных классов").
Согласно трудовой книжке AT-VII N 5553768 15.08.1994г. Антонова И.Ф. назначена учителем начальных классов в Камско-Устьинскую среднюю школу, где работает по настоящее время.
Справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда в должностях, которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, установлено, что Антонова И.Ф. за указанные периоды находилась в отпусках по беременности и родам: с 08.08.1997г. по 26.12.1997г, с 16.04.2002г. по 02.09.2002г, в отпусках по уходу за ребенком: с 27.12.1997г. по 31.08.1999г, с 03.09.2002г. по 31.08.2003г. В отпусках без сохранения заработной платы не находилась.
С 02.09.2003г. по 31.08.2004г, согласно приказу по школе N 108 от 15.09.2003г, осуществляла индивидуальное обучение на дому ученицы с ограниченными возможностями здоровья Пчелиной А.В, 15.08.1988 г.р, в количестве 8 часов в неделю. Обучение проводилось по утвержденному расписанию уроков на 2003-2004 учебный год, подтверждается справкой N 87 от 29.11.2017г. Согласно данному расписанию у ученицы Пчелиной А.В. имелись занятия по предметам: математика, в количестве 2 час, с 10.00 час, понедельник, среда; русский язык, в количестве 2 час, с 10.00 час, вторник, четверг; литературное чтение, в количестве 2 час, с 11.00 час, понедельник, четверг; окружающий мир, в количестве 1 час, с 11.00 час, вторник; изобразительное искусство, в количестве 1 час, с 11.00 час, среда; всего 8 час. (л.д. 29).
Справкой МКУ "Управления образования" Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан N 169 от 10.04.2023г. подтверждается, что Антоновой И.Ф. за период с сентября 2003 по август 2004 года начислялась заработная плата, из заработной платы производились отчисления по страховым и пенсионным взносам, налогам и сборам.
Разрешая требования истца и признавая их подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции исходил из того, что совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе, трудовой книжкой, справкой МКУ "Управления образования" Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан N 169 от 10.04.2023г, справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда в должностях, которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, нашел свое подтверждение факт работы Антоновой И.Ф. в спорный период в должности учителя.
Также суд указал, что с учетом включения в стаж вышеуказанного спорного периода на дату обращения истца в пенсионный орган - 07.03.2023г, педагогический стаж Антоновой И.Ф. на соответствующих видах работ составлял 25 лет 10 месяцев 18 дней (25 л. 00 мес. 18 дн. + 00 л. 10 мес. 00 дн.). На сегодняшний день, истец продолжает осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста в должности учителя. В связи с чем, датой возникновения права на досрочную страховую пенсию и датой выработки стажа 25 лет является - 19.04.2022.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, учитывая дополнительно следующие обстоятельства.
МБОУ "Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа" на запрос суда апелляционной инстанции, ответило, что в 2003 году в тарификационные списки не включена истица, поскольку осуществляла индивидуальное обучение на дому, по этой причине корректирующие сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении истицы за 2003-2004 не были поданы.
По запросу суда апелляционной инстанции работодатель истицы - МБОУ "Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа" Камско- Устьинского муниципального района Республики Татарстан представило копию приказа N56 от 15.08.1994 о приеме Антоновой И.Ф. на работу в данную школу в качестве учителя начальных классов.
В период с 03.09.2002 по 31.08.2003 истица находилась в отпуске по раб- уходу за ребенком. Приказов о переводе истицы на другую должность до этого отпуска по уходу за ребенком, суду не представлено.
Отклоняя ссылку пенсионного органа на акт документарной проверки за N39 от 12.12.2022 суд апелляционной инстанции исходил из того, что из данного акта следует, что первоначально, после выхода из отпуска по уходу за ребенком, приказом N107/1 от 02.09.2003 истица была назначена воспитателем группы продленного дня, однако, затем с 02.09.2003 ей поручено вести индивидуальное обучение на дому ученицы с ограниченными возможностями здоровья Пчелиной А.В, 15.08.1988 г.р.; приказом N1/2- от 18.11.2003 она была освобождена от должности воспитателя группы продленного дня. При таком положении судебная коллегия пришла к выводу о том, что Антонова И.Ф. опять стала работать в прежней должности - учителя начальных классов.
Необоснованным суд апелляционной инстанции признал и довод пенсионного органа об отражении в системе обязательного пенсионного страхования спорного периода без указания кода особых условий труда ввиду того, что в данном случае то обстоятельство, что ведение индивидуальных занятий на дому не было предусмотрено тарификационными списками за учебный год, не является основанием для исключения спорного периода из специального педагогического стажа истицы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением" положений части 1.1 настоящей статьи.
На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
На основании частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждении (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением, правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства РФ от I6.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в целях реализации статьи 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 указанного закона при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе общеобразовательные школы всех наименований, гимназии, а в разделе "Наименование должностей" - должность учителя.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Одно из таких исключений установлено пунктом 6 указанных Правил, из которого следует, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Суды учли, что весь спорный период Антонова И.Ф. занимала должность учителя начальных классов, на которую она была бы назначена приказом работодателя, в связи с чем к периодам работы после 01 сентября 2000 г. следует применять пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
По мнению суда представление вследствие ошибочного толкования норм действующего законодательства работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за спорный период работы истицы после регистрации ее в системе обязательного пенсионного страхования без указания кода особых условий труда, в рассматриваемом случае не может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку осуществление в оспариваемый период времени истицей трудовой деятельности в должности, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, подтверждено совокупностью представленных в деле письменных доказательств.
Доводы заявителя жалобы об обратном, а также о том, что суд фактически установилфакт работы истца в определенной должности, выводов суда первой и апелляционной инстанций не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм права, и не свидетельствуют о неверном применении судами вышеприведенных положений пенсионного законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм материального и процессуального права, судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суды не допустили нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых постановлений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи О.А. Тулякова
Д.Ю. Борченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.