Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Непопалова Г.Г. и Никоновой О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Н. на решение Кинельского районного суда Самарской области от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 февраля 2024 года по гражданскому делу N 2-1470/2023 по иску Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя ответчика ОСФР по Самарской области - Р, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - ОСФР по Самарской области), указав в обоснование исковых требований, что решением пенсионного органа от 9 ноября 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального педагогического стажа работы не менее 25 лет. Ответчиком не засчитан в стаж период работы истца в Семеновской средней школе в качестве организатора детского движения. Н. считает решение пенсионного органа незаконным, поскольку в указанный период она выполняла обязанности педагогического работника и учителя, ответчиком неверно исчислен период выхода истца из декретного отпуска, не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, Н. просила суд обязать ответчика:
включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истца следующие периоды:
с 31 августа 1999 года по 13 августа 2001 года - период работы в Семеновской средней школе;
с 12 августа 1996 года по 14 октября 1996 года как корректирование периода выхода из декретного отпуска по уходу за ребенком;
с 17 апреля 2009 года по 25 апреля 2009 года, с 17 июня 2009 по 21 июня 2009 года, с 19 апреля 2010 года по 23 апреля 2010 года, 19 мая 2010 по 21 мая 2010 года, с 21 июня 2010 года по 25 июня 2010 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 9 ноября 2022 года.
Решением Кинельского районного суда Самарской области от 13 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 февраля 2024 года, исковые требования Н. удовлетворены частично.
Суд первой инстанции постановилвозложить на ОСФР по Самарской области обязанность включить в стаж Н, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": с 12 августа 1996 года по 14 октября 1996 года - период выхода из декретного отпуска по уходу за ребенком; с 17 апреля 2009 года по 25 апреля 2009 года, с 17 июня 2009 по 21 июня 2009 года, с 19 апреля 2010 года по 23 апреля 2010 года, 19 мая 2010 по 21 мая 2010 года, с 21 июня 2010 года по 25 июня 2010 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
В кассационной жалобе Н. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части невключения в педагогический стаж периода работы в Семеновской средней школе с 31 августа 1999 года по 13 августа 2001 года, отмене апелляционного определения как незаконных и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и апелляционного определения истец указывает несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами при рассмотрении требования истца о включении указанного периода работы в педагогический стаж, неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ОСФР по Самарской области - Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором указало, что решение суда не может повлиять на права или обязанности Министерства.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что решением пенсионного органа от 20 февраля 2020 года истцу Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения составил 24 года 2 месяца 9 дней.
Из трудовой книжки Н. следует, что в период с 31 августа 1999 года по 13 августа 2001 года истец работала в должности организатора детского движения в Семеновской средней школе. 13 августа 2001 года истец переведена на должность учителя начальных классов с сохранением ставки организатора детского движения.
Документы о том, что в указанный период Н. занимала штатную должность учителя, отсутствуют.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы истца в Семеновской средней школе с 31 августа 1999 года по 13 августа 2001 года, исходил из того, что Н. в указанный период занимала штатную должность организатора детского движения, однако, занятие штатной должности учителя документально не подтверждено. Поскольку ведение неполной учебной нагрузки при занятии должности организатора детского движения не предусмотрена Списками N 463 и N 781, то суд пришел к выводу о том, что работа истца в указанный период не подлежит включению в специальный стаж.
Кинельским районным судом Самарской области дана правовая оценка установленным обстоятельствам - работа в штатной должности организатора детского движения не может являться гарантией по стажу педагогического работника, работающего в сельской местности, независимо от учебной нагрузки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив апелляционную жалобу истца.
Суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующими требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Абзацем четвертым пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых перестала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Судам не представлено доказательств того, что Н, занимая в период с 31 августа 1999 года по 13 августа 2001 года должность организатора детского движения, была тарифицирована как учитель, имела полную учебную нагрузку учителя, выполняла норму часов педагогической работы, установленную за ставку заработной платы для других работников, указанных в Списке.
Приказы о приеме на работу, переводах, замещения отсутствующих работников, о распределении учебной нагрузки, тарификационные списки школы, должностные инструкции отсутствуют.
Согласно архивной справке от 1 февраля 2023 года N 119 тарификационные списки МОУ Семеновской СОШ за 1999-2001 г.г. на хранение в архив не поступили. По книгам приказов за 1999-2001 годы сведений об учебной нагрузке Н. не обнаружено.
Справки о лицевых счетах, приобщенные к архивной справке N 119, копии приказов о назначении экзаменующих учителей на переводных экзаменах, о назначении классных руководителей, о передаче часов, копии книг учета личного состава работников школы с 1969 года по 1999 год, с 1995 года по 2011 год, правомерно признаны судами ненадлежащими доказательствами.
В справках о лицевом счете, архивных справках должность истца не указана.
В соответствии с пунктами 4 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Списком N 781 и Списком N 463 должности "старшей пионерской вожатой" и "организатора детского движения" не предусмотрены.
Поскольку согласно Спискам, в том числе Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности засчитываются периоды работы в школах всех наименований в должностях, перечисленных в Списке. То есть условием применения данного Списка является выполнение работы за ставку заработной платы (должностной оклад) учителя, то есть занятие штатной должности учителя. Ведение в период работы старшей вожатой и организатора детского движения учебной нагрузки без занятия штатной должности учителя на полную ставку, таким образом, не дает права на льготное пенсионное обеспечение, а факт работы истца в сельской школе без выполнения условий о педагогической нагрузке за полную ставку заработной платы учителя, таким образом, не имеет правого значения для разрешения настоящего спора.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, с учетом приведённых норм пенсионного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в стаж педагогической деятельности периода работы истца в Семеновской средней школе с 31 августа 1999 года по 13 августа 2001 года, поскольку истец не работала по должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы обоснованными признаны быть не могут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Поскольку специальный стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в пенсионный орган и с учетом периода работы, включенного решением суда в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии не достиг требуемой продолжительности 25 лет, у суда первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для выводов о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и незаконности оспариваемого решения в этой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы, таким образом, несостоятельными и не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В целом доводы кассационной жалобы приводились истцом ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены судами по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и ошибочное толкование норм материального права.
Несогласие истца с выводами судебных инстанций, не может являться основанием для их отмены, поскольку в указанной части нормы материального права применены верно, в соответствии с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кинельского районного суда Самарской области от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Г.Г. Непопалов
О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.