Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Кудинова В.А. на определение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 15.01.2024 и апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 19.03.2024,
УСТАНОВИЛА:
Кудинов В.А. обратился в Новоалександровский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к войсковой части 22179, командиру войсковой части 22179, войсковой части 33744, командиру войсковой части 33744 об оспаривании решения и бездействия органов военного управления, в том числе решения об установлении оклада, просил возложить обязанности по перерасчету денежного содержания и решить вопрос по выплате за каждый день участия в оборонительных и наступательных действиях.
Заявленные требования мотивированы участием в СВО с 15.02.2023 по 22.08.2023 добровольцев на основании заключенного контракта.
Определением судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 15.01.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Ставропольского краевого суда от 19.03.2024, административное исковое заявление возвращено административному истцу в виду неподсудности рассмотрения заявленных требований судами общей юрисдикции, которые отнесены к рассмотрению военным судом.
Не согласившись с постановленными судебными актами, Кудинов В.А. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, настаивает на надлежащем обращении, в частности, приводит доводы, что в списки личного состава он не зачислялся, статус военнослужащего не получал, участвовал в добровольческом формировании, а на момент обращения в суд контракт закончился, просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 06.06.2024, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 КАС РФ. Стороны о рассмотрении кассационной жалобы извещены надлежащим образом, возражений не поступало.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и оспариваемые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" граждане РФ, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется статус военнослужащих.
При этом в силу пункта 8.1 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, предоставляются гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне" (далее - граждане, пребывающие в добровольческих формированиях), и членам их семей в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами.
В этой связи гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, помимо прочего предоставлено и право на обжалование неправомерных действий, предусмотренное статьей 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с приказом Минобороны России от 15.02.2023 N 67 контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином РФ и Минобороны России письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Минобороны России.
Согласно пункту 16 Порядка поступления граждан РФ в добровольческие формирования, утвержденного указанным приказом Минобороны России, гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, прибывший в воинскую часть-формирователь, приказом командира воинской части-формирователя зачисляется в добровольческое формирование, обеспечивается вещевым имуществом, становится на продовольственное обеспечение, зачисляется на денежное содержание.
При этом из пункта 7 типовой формы контракта о пребывании в добровольческом формировании следует, что денежное содержание гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, устанавливается в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" военные суды рассматривают дела в пределах своей компетенции.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", а также с учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Военным судам также подсудны дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, если они оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения военной службы.
На основании приведенных норм права, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо гражданин, уволенный с военной службы, и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы и выполнением отдельных задач в области обороны).
При этом схожесть статуса граждан, поступивших в добровольческие формирования, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общность выполняемых задач, а также характер правоотношений, возникающих в связи с участием в добровольческих формированиях, позволяют распространить на них статус военнослужащих для целей судебной защиты нарушенных прав и разбирательства военными судами административных дел об оспаривании действий командования, связанных с реализацией прав и социальных гарантий, установленных для данной категории граждан.
Таким образом, административные дела по административным искам граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в том числе бывших добровольцев, об оспаривании решений, действий (бездействия) командования, связанных с участием их в указанных формированиях, подсудны военным судам, о чем к правильному выводу пришли судебные инстанции.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права. В частности, исходя из характера и статуса участия Кудинова В.А. в СВО, он был зачислен в списки личного состава добровольческого формирования, в связи с этим только факт не зачисления его в списки личного состава непосредственно воинской части, не указывает о наличии у него, исходя из предмета заявленных им требований, статуса, позволяющего обратиться с рассматриваемым иском в суд общей юрисдикции в порядке главы 22 КАС РФ.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, не имеется. Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 15.01.2024 и апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 19.03.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Кудинова В.А. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.