Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Трегуловой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазалиева Ибрагима Абакаровича к Правительству Республики Дагестан, Министерству внутренних дел Республики Дагестан, Военному комиссариату Республики Дагестан об обязании внести в список участников боевых действий, по кассационной жалобе Муртазалиева Ибрагима Абакаровича на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Муртазалиев И.А. обратился в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Министерству внутренних дел по Республике Дагестан и Военному комиссариату Республики Дагестан о внесении его в перечень участников боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в августе 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 7 августа 1999 года по 14 сентября 1999 года являлся командиром отряда ополчения "Беркут-2" и принимал участие в контртеррористических операциях на территории Ботлихского района Республики Дагестан. Был представлен к государственной награде орден Мужества, однако по не известной причине награда ему не была вручена, также он был вычеркнут из списка участников указанных событий.
Собрав все необходимые материалы, в 2019 году истец обратился Правительство Республики Дагестан с заявлением о внесении его в перечень участников боевых действий, для дальнейшего получения статуса и удостоверения ветерана боевых действий в установленном порядке. В ответ на заявление он получил юбилейную медаль "20 лет разгрома международных бандформирований".
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Муртазалиева И.А. отказано.
В кассационной жалобе Муртазалиева И.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который приводится в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" (раздел III).
Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действии (в редакции Федерального закона от 27.11.2002 г. N 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.11.2011 г. N 24-П для наделения статусом ветерана боевых действий на территории РФ необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, которые определяются на основании приведенного в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений следует, что участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица участником боевых действий, а наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса.
Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 августа 2019 г. N320-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах", выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца, установленного Правительством Российской Федерации, лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 августа 2019 года N 208 (в ред. 28.10.2020г. N231) образована республиканская комиссия по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан. Данная комиссия образуется в целях подготовки документов, необходимых для принятия Правительством Республики Дагестан решений о выдаче указанным лицам удостоверений ветеранов боевых действий единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Этим же постановлением утверждено Положение о Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.
Согласно пункту 2 Положения комиссия рассматривает обращения (документы) органов государственной власти Республики Дагестан и Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, общественных организаций и граждан о включении в Перечень.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения в перечень включаются принятые по решению глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, согласованному с органами правопорядка района, города Республики Дагестан: лица, получившие за участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан государственные награды Российской Федерации и Республики Дагестан; лица, получившие в ходе боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан ранения и/или увечья; иные лица, участие которых в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан подтверждается Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан.
Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами Комиссии с правом решающего голоса (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 8 Положения, протоколы Комиссии в течение трех рабочих дней направляются в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан для подготовки проекта решения Правительства Республики Дагестан о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 01.06.2020 г. N 118-р утвержден перечень лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан поручено обеспечить в установленном законодательством порядке выдачу удостоверения ветерана боевых действий лицам, принимавшим, в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан, участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан (п. 2).
Согласно п.3 Положения в перечень включаются принятые по решению глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, согласованному с органами правопорядка района, Республики Дагестан:
1) лица, получившие за участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан государственные награды Российской Федерации и Республики Дагестан;
2) лица, получившие в ходе боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан ранения и/или увечья;
3) иные лица, участие которых в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан подтверждается Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан.
Участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица участником боевых действий. Один факт прохождения службы на территории Дагестана в период боевых действий, основанием для вывода об участии истца в боевых действиях и получения удостоверения не является.
Само по себе нахождение в зоне боевых действий еще не означает фактическое участие в боевых действиях. Фактическое участие в боевых действиях определяется только на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что истец являлся командиром отряда ополчения с.Анди Ботлихского района Республики Дагестан, что подтверждается выданным ему удостоверением, копия которого имеется в материалах дела.
Заявителем в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие награждение его Указом Главы Республики Дагестан от 20 августа 2019 года N75 юбилейной медалью "20 лет разгрома международных бандформирований", которая не входит в перечень государственных наград, показания свидетеля Турулаева М.А.
Вместе с тем, факт награждения истца указанной медалью в силу приведенных выше положений законодательства не подтверждает непосредственное участие истца в конкретных контртеррористических операциях (боевых действиях) и не свидетельствует о наличии оснований для признания истца ветераном боевых действий.
Истец обратился в Правительство Республики Дагестан с заявлением о включении его в перечень лиц, принимавших участие принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.
Из письма Минтруда Республики Дагестан от 26 мая 2022 года N1403/3-13/1846/22, направленного в адрес истца следует, что в представленном Администрацией МО "Ботлихский район" списке лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в ходе контртеррористических операций в августе - сентябре 1999 года на территории Республики Дагестан истец значится, указанный список был направлен Министерством труда и социального развития Республики Дагестан в Комиссию для дальнейшего согласования с Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан. Однако подтверждение от органов правопорядка Республики Дагестан об участии граждан из вышеуказанного списка в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан не поступило.
Поскольку факт участия заявителя в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден допустимыми доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Муртазалиева И.А.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями процессуального закона, пришли к правильному выводу об отсутствии доказательств, объективно подтверждающих непосредственное участие заявителя в контртеррористической операции в период с августа по сентябрь 1999 года.
Выводы судов приведены и подробно мотивированы в судебных постановлениях, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 ГПК РФ не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу.
В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать, представленные сторонами доказательства.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Трегулова К.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.