Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Сариева К.Т. на вступившие в законную силу постановление начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Сариева К.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года (с учетом определения от 15 января 2024 года об исправлении описки) Сариев К.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
На указанное постановление Сариевым К.Т. в установленный законом срок подана жалоба во Фрунзенский районный суд г. Саратова.
Определением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22 февраля 2024 года жалоба Сариева К.Т. на приведенное постановление должностного лица в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, данными в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направлена по подведомственности в Ершовский районный суд Саратовской области, исходя из места совершения вмененного в вину Сариеву К.Т. административного правонарушения.
Решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2024 года постановление начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года (с учетом определения от 15 января 2024 года об исправлении описки) оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Сариев К.Т. просит об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращения производства по делу.
В силу положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется, в том числе Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
Частью 1 статьи 22 Закона об охоте определено, что в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться перечисленные в данной норме ограничения охоты, в числе которых допустимые способы охоты.
Согласно части 1 статьи 23 Закона об охоте основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.
Правила охоты утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 477 (далее - Правила охоты).
В силу пункта 62.16 данных Правил при осуществлении охоты запрещается добыча кабанов загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород с 1 января по 28 (29) февраля, за исключением добора раненых кабанов.
В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Основанием для привлечения Сариева К.Т. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили выводы должностного лица, с которыми согласился судья районного суда, о том, что 09 января 2024 года в 13 часов 00 минут Сариев К.Т. в нарушение пункта 62.16 Правила охоты произвел добычу кабана в ходе участия в коллективной загонной охоте на основании разрешения N с применением собак охотничий породы (гончая) с личным охотничьим оружием Вепрь калибр 7, 62/54 N на территории общедоступных охотничьих угодий Дергачевского района Саратовской области, в 2 км западнее п. Красная речка Дергаческого района Саратовской области.
Обжалуемое решение судьи районного суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Положения абзаца 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку эти разъяснения касаются порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, которой установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Как усматривается из материалов дела, жалоба на постановление начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года изначально подана Сариевым К.Т. во Фрунзенский районный суд г. Саратова, к юрисдикции которого относится адрес Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (г. Саратов, ул. Университетская, зд. 45/51, стр. 1), который также является местом рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении Сариева К.Т.
Однако жалоба Сариева К.Т. на указанное постановление должностного лица была рассмотрена судьёй Ершовского районного суда Саратовской области с вынесением обжалуемого решения.
С учетом приведенных правовых норм у судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова отсутствовали основания для передачи дела на рассмотрение в Ершовский районный суд Саратовской области, а судьи Ершовского районного суда Саратовской области - основания для рассмотрения жалобы Сариева К.Т.
При таких обстоятельствах жалоба Сариева К.Т. на постановление начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года рассмотрена судьей Ершовского районного суда Саратовской области с нарушением правил территориальной подсудности.
Допущенное судьей районного суда процессуальное нарушение носит фундаментальный, принципиальный характер.
Такое рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2024 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Сариева К.Т. на постановление начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года подлежит отмене, а дело - направлению на рассмотрение во Фрунзенский районный суд г. Саратова на стадию принятия к производству жалобы Сариева К.Т. на указанное постановление должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2024 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Сариева К.Т. на постановление начальника отдел государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2024 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело на рассмотрение по подсудности во Фрунзенский районный суд г. Саратова.
Судья А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что рассмотрение жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил охоты было проведено с нарушением территориальной подсудности, так как дело должно было рассматриваться в другом суде. В результате решение судьи было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в соответствующий суд.