Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Городского округа город Арзамас Нижегородской области на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 декабря 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Ионовой А.М. к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о понуждении организовать водоснабжение и осуществить строительство автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ионова А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать администрацию городского округа город Арзамас Нижегородской области (далее также - администрация) организовать водоснабжение и осуществить строительство автомобильной дороги.
Свои требования Ионова А.М. обосновывает тем, что ею приобретен с аукциона у администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области земельный участок с кадастровым номером "адрес", площадью 1016 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Нижегородская область, городской округ город "адрес" При продаже указанный земельный участок не был обеспечен инженерной инфраструктурой применительно к условиям населенного пункта с.Кирилловна Арзамасского района Нижегородской области, однако были подготовлены технические условия, в том числе и на подключение к городским сетям водопровода жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N согласно которым источником водоснабжения предусмотрен существующий водопровод Ду-200 мм (чугун) по "адрес".
13 марта 2023 года уведомлением N 24 администрация уведомила ее о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Административным истцом подано обращение в администрацию о предоставлении информации о сроках проведения водопровода по "адрес" в "адрес" и строительства автомобильной дороги на указанной улице.
7 июня 2023 года получен ответ от администрации, согласно которому бюджетом городского округа город Арзамас на 2023-2025 годы финансирование строительства инженерной (проведение водопровода) и дорожной инфраструктуры по ул.Адмирала Сорокина в с. Кирилловка Арзамасского района Нижегородской области не предусмотрено. Из-за отсутствия инженерной (водоснабжение) и дорожной инфраструктуры к земельному участку она лишена возможности в полной мере осуществлять строительные работы и использовать земельный участок по назначению.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 7 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 декабря 2023 года, административный иск удовлетворен частично, на администрацию возложена обязанность организовать водоснабжение и осуществить строительство автомобильной дороги в срок до 1 января 2026 года.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 апреля 2024 года, администрация городского округа город Арзамас Нижегородской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автодорогах) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги (часть 1 статьи 5 Закона об автодорогах).
Положениями части 11 статьи 5 Закона об автодорогах определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона об автодорогах к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), При этом организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 2 статьи 23 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 4 мая 2022 года N55-З "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Арзамасского муниципального района Нижегородской области, путем объединения с городским округом город Арзамас Нижегородской области" муниципальные образования городское поселение рабочий поселок Выездное, сельские поселения Абрамовский сельсовет, Балахонихинский сельсовет, Бебяевский сельсовет, Березовский сельсовет, Большетумановский сельсовет, Кирилловский сельсовет, Красносельский сельсовет, Ломовский сельсовет, Новоусадский сельсовет, Слизневский сельсовет, Чернухинский сельсовет, Шатовский сельсовет, входящие в состав Арзамасского муниципального района Нижегородской области, преобразованы путем их объединения с городским округом город Арзамас Нижегородской области.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона Нижегородской области Арзамасский муниципальный район Нижегородской области, а также городское поселение рабочий поселок Выездное, сельские поселения Абрамовский сельсовет, Балахонихинский сельсовет, Бебяевский сельсовет, Березовский сельсовет, Большетумановский сельсовет, Кирилловский сельсовет, Красносельский сельсовет, Ломовский сельсовет, Новоусадский сельсовет, Слизневский сельсовет, Чернухинский сельсовет, Шатовский сельсовет, входящие в состав Арзамасского муниципального района Нижегородской области, утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу данного Закона.
В силу части 1 статьи 4 упомянутого Закона Нижегородской области органы местного самоуправления городского округа город Арзамас Нижегородской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления рабочего поселка Выездное, Абрамовского, Балахонихинского, Бебяевского, Березовского, Большетумановского, Кирилловского, Красносельского, Ломовского, Новоусадского, Слизневского, Чернухинского, Шатовского сельсоветов и Арзамасского муниципального района Нижегородской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Ионова А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1016 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", городской округ "адрес", земельный участок 15.
Указанный земельный участок приобретен Ионовой А.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от 3 ноября 2022 года, заключенного по результатам аукциона по продаже земельного участка, оформленного протоколом от 21 октября 2022 года.
При этом 15 ноября 2021 года управлением муниципальным имуществом администрации Арзамасского муниципального района были получены технические условия N 57/21-в на подключение к городским сетям водопровода по адресу: Нижегородская область, Арзамасский район, с. Кирилловка, ул. Адмирала Сорокина.
Согласно информации ООО "Арзамасский Водоканал" техническая возможность подключения указанного дома к сетям водоснабжения имеется при условии выполнения указанных технических условий.
13 марта 2023 года администрацией городского округа город Арзамас Нижегородской области направлено уведомление N 24 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Административным истцом подано обращение в администрацию о предоставлении информации о сроках проведения водопровода по "адрес" в "адрес" и строительства дорог на указанной улице.
7 июня 2023 года Ионовой А.М. администрацией дан ответ, согласно которому бюджетом городского округа город Арзамас на 2023-2025 годы финансирование строительства инженерной (проведение водопровода) и дорожной инфраструктуры по "адрес" в "адрес" не предусмотрено.
Из письма МКУ "Кириловка" от 6 июля 2023 года следует, что твердое покрытие автомобильной дороги по "адрес" в "адрес" отсутствует.
Разрешая административный спор и частично удовлетворяя административные исковые требования, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что с учетом приведенных выше норм законодательства на администрацию как на орган местного самоуправления возложены обязанности организации водоснабжения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
При установленных по делу обстоятельствах с учетом изложенных норм права судебные инстанции правильно пришли к выводу о возложении на администрацию обязанности организовать водоснабжение, осуществить строительство автомобильной дороги в срок до 1 января 2026 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы согласно данным публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет жилой дом с кадастровым номером N
Вопреки доводам кассационной жалобы проектом планировки и межевания территории предусмотрена автомобильная дорога общей пользования местного значения по "адрес" в "адрес", которая обеспечивает подъезд к земельному участку административного истца и в настоящее время отсутствует. В данном случае на администрацию возложена обязанность на организации подъезда к земельному участку истца, а осуществление строительства автомобильной дороги по "адрес" в "адрес".
Доводы кассационной жалобы на правильность решения суда первой инстанции и апелляционного определения, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 декабря 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Арзамаса Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.