Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Козлова А.М, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению К.Ю.С. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курской области, заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Центральному округу города Курска Л.В.А. об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя К.Ю.С. - И.К.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
К.Ю.С. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила отменить постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по Центральному округу города Курска Л.В.А. от 3 марта 2023 года о взыскании исполнительского сбора в размере 726 796 руб. 16 коп.
В обоснование административного иска указала, что является правопреемником должника, на нее не может быть возложена обязанность по уплате исполнительского сбора.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 10 мая 2023 года в удовлетворении административного иска отказано, размер исполнительского сбора, наложенного оспариваемым постановлением, уменьшен до 545 097 руб. 12 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 октября 2023 года решение районного суда отменено, административный иск удовлетворен, оспариваемое постановление признано незаконным.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 апреля 2024 года, Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение районного суда. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на законности оспариваемого постановления, поскольку оно не предполагает уплату исполнительского сбора за первоначального должника, законом не установлен запрет на взыскание исполнительского сбора с правопреемника должника-гражданина.
Относительно кассационной жалобы К.Ю.С. представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы.
Как установлено при рассмотрении административного дела, решением Ленинского районного суда города Курска от 8 июня 2021 года по делу N, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 5 октября 2021 года, с индивидуального предпринимателя К.В.А. в пользу О.О.И. взысканы денежные средства в размере 3 055 528 руб. 22 коп, выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 декабря 2021 года возбуждено исполнительное производство N-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 января 2022 года взыскан исполнительский сбор в размере 213 886 руб. 97 коп. Постановление исполнено, исполнительский сбор взыскан фактически.
К.В.А. умер 8 февраля 2022 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 февраля 2022 года исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Данное постановление отменено постановлением старшего судебного пристава от 22 марта 2022 года, исполнительное производство возобновлено и зарегистрировано с N-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 мая 2022 года произведен расчет задолженности с неустойкой и процентами, общая задолженность составила 10 382 802 руб. 31 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 8 декабря 2022 года произведена замена умершего должника К.В.А. на К.Ю.С.
Постановлением заместителя старшего судебного пристава от 3 марта 2023 года с К.Ю.С. взыскан исполнительский сбор в размере 726 796 руб. 16 коп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, районный суд исходил из того, что запрет на взыскание исполнительского сбора с правопреемника должника - гражданина законом не установлен, оспариваемое постановление вынесено в отношении должника К.Ю.С, а не К.В.А.
Отменяя решение суда и признавая постановление судебного пристава-исполнителя от 3 марта 2023 года незаконным, суд апелляционной инстанции указал, что исполнительский сбор, исчисленный от суммы взыскания, был уплачен; постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении К.Ю.С. не принималось и срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ей не устанавливался, при этом применение мер публично-правовой ответственности в отношении физических лиц носит индивидуальный персонифицированный характер.
С итоговым выводом суда о незаконности оспариваемого постановления следует согласиться.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Согласно положениям статьи 112 Закона об исполнительном производстве Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2).
Таким образом, истечение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение этих требований должником в указанный срок и непредставление им доказательств невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств обязывают судебного пристава-исполнителя во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Аналогичное толкование закона приведено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 749-О.
Принимая во внимание, что фактический состав для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора образуется непосредственно после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, исполнительский сбор подлежит исчислению исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания этого срока, что согласуется с разъяснениями, данными в пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
В данном случае исполнительский сбор, исчисленный из указанной суммы, был взыскан постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 января 2022 года. Оснований для повторного взыскания исполнительского сбора из суммы, превышающей величину неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имелось.
С учетом изложенного оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя правильно было признано незаконным судом апелляционной инстанции, основания для пересмотра в кассационном порядке правильного по существу апелляционного определения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.