Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Найденовой О.Н, Чумакова Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Щелковского городского суда Московской области от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Р.Е.А. к администрации городского округа Щелково Московской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Р.Е.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконным решение администрации городского округа Щелково Московской области (далее - Администрация) от 12 января 2023 года N N об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
В обоснование административного иска указала, что в предоставлении земельного участка под принадлежащим ей объектом незавершенного строительства необоснованно отказано по мотиву пересечения границ образуемого земельного участка с иными лесничествами, что противоречит ранее состоявшимся судебным актам.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 16 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года, оспариваемое решение признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 апреля 2024 года, Минобороны России просит отменить состоявшиеся судебные постановления, отказать в удовлетворении административного иска; ссылается на отнесение земельного участка к землям Монинского участкового лесничества согласно материалам лесоустройства, недопустимость повторного предоставления земельного участка в аренду для завершения строительства, нахождение земельных участков в границах приаэродромной территории.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы.
Порядок предоставления в аренду публичного земельного участка без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает (если земельный участок предстоит образовать) подготовку схемы расположения земельного участка, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 этого Кодекса (подпункт 2).
Как установлено судами, Р.Е.А. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N общей площадью застройки 87, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Администрации от 12 января 2023 года N N Р.Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занятого названным объектом, в аренду без проведения торгов, поскольку испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале N имеет пересечение с иными лесничествами, представленная схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением требований (не отражены зоны, территории, красные линии), отсутствуют землеотводные документы на земельный участок и документы, на основании которых было зарегистрировано право на объект незавершенного строительства.
Разрешая спор и признавая оспариваемое решение незаконным, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, счел недоказанным отнесение испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда либо к землям Минобороны России.
В качестве достоверного доказательства судом принято заключение проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, согласно которому пересечений или наложений испрашиваемого земельного участка с границами смежных землепользователей, в том числе с иными лесопарками и лесничествами, землями Минобороны России, не имеется, земельный участок в охранную зону, в состав земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, не входит.
Кроме того, судом принято во внимание, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Московской области от 26 января 2010 года по делу N N признано право собственности общества с ограниченной ответственностью "Приозерье" на объекты недвижимого имущества (незавершенные строительством), расположенные на земельном участке с кадастровым номером "адрес", приобретенные по договору купли-продажи высвобождаемого военного имущества посредством публичного предложения от 25 сентября 2006 года N, расположенные в "адрес", объект N. При этом установлено, что названный земельный участок входил в состав земельного участка общей площадью 65, 8 га, выведенного из земель Минобороны России постановлением Главы администрации пос. Монино от 13 июля 1992 года N N и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов от 19 мая 1992 года N N.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Р.Е.А. испрашивала в аренду без проведения торгов земельный участок, занятый принадлежащим ей на праве собственности объектом незавершенного строительства.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка, в том числе ввиду пересечения с лесными землями, землями Минобороны России.
Данное основание было проверено судами и с учетом выводов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы мотивированно отклонено. На какие-либо обстоятельства, ставящие под сомнение правильность судебной оценки данного заключения как доказательства по делу автор кассационной жалобы не ссылается.
Указания на неполное отражение в схеме расположения земельного участка информации о зонах, территориях, красных линиях приведены в оспариваемом решении без ссылок на конкретные зоны, территории, красные линии, которые вопреки требованиям к подготовке схемы на ней не были отражены.
Ссылки в решении Администрации на отсутствие землеотводных документов на земельный участок и документов, на основании которых было зарегистрировано право на объект незавершенного строительства, направлены на оспаривание зарегистрированного права на указанный объект и не соотносятся с предусмотренными пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Иные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в оспариваемом решении не приведены.
Доводы кассационной жалобы о недопустимости повторного предоставления земельного участка в аренду для завершения строительства, нахождении земельных участков в границах приаэродромной территории не могут быть приняты во внимание, поскольку эти обстоятельства не являлись основанием для принятия оспариваемого решения Администрации (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.