Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Найденовой О.Н, Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Советского районного суда города Брянска от 30 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 29 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях к Брянской городской администрации о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества) обратилось в суд с административным исковым заявлением, просило признать незаконным постановление Брянской городской администрации от 12 февраля 2021 года N 357-П "Об утверждении проекта планировки, содержащего проект межевания территории, примыкающей к "адрес"".
В обоснование административного иска указано, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 878 579 кв.м находится в собственности Российской Федерации с 26 октября 2007 года, а с 4 декабря 2014 года в аренде у ФГУП "Черемушки". Решением Брянского городского совета народных депутатов от 24.11.2021 внесены изменения в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером N. Постановлением Брянской городской администрации от 12 февраля 2021 года N 357-П утвержден проект планировки и межевания территории, примыкающей к "адрес", в соответствии с которым возможным способом образования земельных участков является раздел земельного участка с кадастровым номером N и образование из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет поставлено 319 земельных участков. Однако Российская Федерация не давала согласия на раздел спорных земельных участков, Брянская городская администрация самостоятельно распорядилась федеральной собственностью, что является недопустимым.
Решением Советского районного суда города Брянска от 30 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 29 февраля 2024 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 мая 2024 года, МТУ Росимущества просит отменить судебные постановления как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, указывает, что в утвержденным оспариваемым постановлением проектом планировки территории, содержащим проект межевания территории, предусмотрено образование земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Вместе с тем городская администрация не обладает полномочиями по распоряжению землями федеральной собственности, в связи с чем оспариваемое постановление администрации подлежало признанию недействующим.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что неоднократно было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
К документации по планировке территории относятся проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа и внесения в нее изменений определены нормами статей 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в частности, органами местного самоуправления. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, как указано в части 13 названной статьи устанавливаются статьей 46 названного Кодекса.
Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, в частности, на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию (части 1, 2). Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 названного Кодекса).
Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях или отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 12 февраля 2021 года N 357-П утвержден проект планировки, содержащий проект межевания территории, примыкающей к "адрес".
Постановлением Брянской городской администрации от 19 марта 2021 года N 697-П в соответствии со статьями 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с допущенной технической ошибкой в приложении к постановлению Брянской городской администрации от 12 февраля 2021 года N 357-П раздел 4 "Ведомость координат поворотных точек формируемых земельных участков" главы 2 "Основная часть проекта межевания" изложена в новой редакции.
Постановления Брянской городской администрации от 12 февраля 2021 года N 357-П и от 19 марта 2021 года N 697-П размещены на официальном сайте Брянской городской администрации https://www.bga32.ru/ и опубликованы в муниципальной газете "Брянск" от 19 февраля 2021 года N 06д (1111), от 26 марта 2021 года N 11д (1116).
Постановлением главы города Брянска N 373-пг от 11 сентября 2020 года назначены публичные слушания по проекту планировки, содержащему проект межевания территории, примыкающей к "адрес".
Информация о проведении публичных слушаний назначенных на 11:00 21 октября 2020 года в здании МБУК "Городской дом культуры Советского района" по адресу "адрес" размещена на официальном сайте Брянской городской администрации, администрации Бежицкого района города Брянска.
В ходе публичных слушаний прошло обсуждение проекта планировки территории, подготовленного с целью реализации Закона Брянской области от 31 января 2017 года N 3-З "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области", который предусматривает размещение индивидуальных жилых домов, необходимой коммунальной и транспортной инфраструктуры, объектов социально-культурного назначения. Из протокола публичных слушаний усматривается, что предложений и замечаний по проекту планировки не поступало.
Оспариваемое постановление Брянской городской администрации от 12 февраля 2021 года N 357-П принято с учетом протокола и заключения публичных слушаний, протокола комиссии по рассмотрению проектов планировки элементов планировочной структуры территории города Брянска от 10 февраля 2021 года.
Также судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, 100 м на север относительно ориентира "адрес" находится с 4 декабря 2014 года в аренде у ФГУП "Черемушки".
30 января 2015 года из земельного участка с кадастровым номером N выделен земельный участок с кадастровым номером N площадью 302 000 кв.м, который на основании распоряжения N 40-246-р от 27 июня 2022 года передан городской администрации.
Суды, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования нормативного правового акта, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции; процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
Проверяя законность положений оспариваемого нормативного правового акта с учетом доводов административного истца об образовании 129 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в целях реализации Закона Брянской области от 31 января 2017 года N 3-З "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области" из земель федеральной собственности суд первой инстанции руководствовался заключением эксперта ООО "Геокомплекс" Люктюшина В.Ю. N 2а-441/2023-Эгд по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, в соответствии с которым земельные участки, образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Территория, в отношении которой осуществлен проект планировки, содержащий проект межевания территории, примыкающей к "адрес", пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N согласно описанию земельных участков от 11 мая 2007 года ОАО "Брянскземпроект", площадь пересечения составила 676 395 кв.м (67, 6 га). Образование таких земельных участков не повлекло уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером N.
Также судом учтено, что на основании распоряжения от 27 июня 2022 года N 40-246-р Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях земельный участок с кадастровым номером N площадью 302 000 кв.м передан из федеральной в муниципальную собственность.
Кроме того, согласно материалам дела границы земельного участка с кадастровым номером N были определены при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков, путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами N и N. В границы земельного участка с кадастровым номером N были включены сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья, площадь границ земельного участка по координатам составила 2 775 259 кв.м (277, 5 га), зарегистрирована была площадь 1 180 579 кв.м на часть контура под сельскохозяйственными угодьями. Остальная площадь была отнесена к земельному участку с кадастровым номером N, согласно выписке из ЕГРН от 11 мая 2023 года площадь данного участка составляет 52 351 кв.м, границы установлены, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 11 марта 2023 года площадь земельного участка с кадастровым номером N составляет 878 579 кв.м.
Таким образом, не установлено образование в соответствии с оспариваемым постановлением земельных участков из находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером N в актуальных границах (площади).
В связи с изложенным доводы заявителя жалобы об образовании земельных участков в соответствии с проектом планировки, содержащим проект межевания, из земель федеральной собственности отклоняются судебной коллегией.
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 30 октября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 29 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.