N88-13748/2024
N2-3477/2023
г. Саратов 14 июня 2024 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по иску ООО "Экопромсервис" к Лобанову Александру Павловичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе и дополнению к ней Лобанова Александра Павловича на решение мирового судьи судебного участка N76 Клинского судебного района Московской области от 20 ноября 2023 года, апелляционное определение Клинского городского суда Московской области от 1 февраля 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экопромсервис" (далее - ООО "Экопромсервис") обратилось в суд с иском к Лобанову А.П. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 16 октября 2019 года в размере 4 000 рублей, пени за просрочку внесения оплаты за период с 11 февраля 2019 года по 30 августа 2022 года в размере 1 971 рубля 91 коп, расходов на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска указало, что с 1 января 2019 года ООО "Экопромсервис" является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Клинского и Солнечногорского районов Московской области.
Лобанов А.П, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" не исполнял обязательства по оплате названных услуг, в связи с чем за период с 1 января 2019 года по 16 октября 2019 года образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N76 Клинского судебного района Московской области от 20 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично: с Лобанова А.П. в пользу ООО "Экопромсервис" взыскана сумма задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 16 октября 2019 года в размере 4 000 рублей, пени в размере 100 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей, всего - 4 500 рублей.
В удовлетворении остальной части иска - отказано.
Апелляционным определением Клинского городского суда Московской области от 1 февраля 2024 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Лобанов А.П. оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по делу, просит их отменить, ссылаясь на то, что в спорный период услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом фактически не оказывались, поскольку места накопления ТКО находятся на удаленном расстоянии от дома ответчика, кроме того, в указанный период зарегистрированных и проживающих в спорном жилом помещении лиц, включая ответчика, не имелось.
Изучив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО "Экопромсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне (Клинский и Солнечногосркий округа) и осуществляет свою деятельность с 1 января 2019 года.
Типовая форма договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) размещена на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Лобанов А.П. со 2 августа 2017 года по 16 октября 2019 года являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м. На его имя был открыт лицевой счет и производились начисления платы за обращение с ТКО.
Однако обязательства по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 1 января 2019 года по 16 октября 2019 года ответчиком не исполнялись, в связи с чем образовалась задолженность, размер которой исходя из общей площади жилого помещения определяется в сумме 4 000 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, мировой судья пришел к правильному выводу о заключении между сторонами договора оказания услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора и возникновении у ответчика обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, в связи с чем постановилобоснованное решение об удовлетворении исковых требований ООО "Экопромсервис" о взыскании с Лобанова А.П. задолженности в указанном размере, а также пени просрочку внесения оплаты.
С выводами мирового судьи согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе об отсутствии фактически оказываемых истцом услуг в связи с отдаленностью расположения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов от дома ответчика, несостоятельны, поскольку наличие расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что оператор не оказывает услуги по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на большем чем 100 м. расстоянии от жилого дома ответчика. Кроме того, в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО.
Доводы кассационной жалобы о том, что в спорный период в жилом доме никто не проживал и не был зарегистрирован, в связи с чем услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользовался, не могут быть приняты во внимание, поскольку пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, факт непроживания ответчика, несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает его, как собственника жилого помещения об обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N76 Клинского судебного района Московской области от 20 ноября 2023 года, апелляционное определение Клинского городского суда Московской области от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу и дополнение к ней Лобанова Александра Павловича - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
14.06.2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.