Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Голубева И.А, Порубовой О.Н, с участием прокурора Жаднова С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтное строительное управление N1" о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтное строительное управление N 1"
на решение Советского районного суда г. Орла от 5 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Голубева И.А, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтное строительное управление N 1" - Крупчатниковой Т.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Орла - Парахиной А.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Жаднова С.В, полагавшего необходимым оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтное строительное управление N 1" (далее - ООО "УК "РСУ N 1", общество), в котором просил суд возложить на ответчика обязанность организовать места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирного дома, находящегося под его управлением, расположенного по адресу: "адрес", в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Орла от 5 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 г, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "УК "РСУ N 1" просит судебные акты отменить, как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК "РСУ N 1" на основании договора от 1 августа 2014 г. осуществляет управление многоквартирным домом N 25, расположенным по ул. Советской в г. Орле.
Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании поступившего информационного письма регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами была проведена проверка по вопросу отсутствия организации сбора крупногабаритных отходов от многоквартирного дома N 25, специальных площадок и емкостей для сбора крупногабаритных отходов, по результатам которой установлены нарушения требований санитарного законодательства в части организации сбора и вывоза крупногабаритных отходов.
Из ответа общества на запрос природоохранной межрайонной прокуратуры следует, что управляющей организацией места (площадки) накопления КГО, образующихся от жилых помещений указанного многоквартирного дома, не организованы, существующие площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов, используемые жителями многоквартирного дома, бункерами для сбора КГО не оборудованы; специальная площадка для сбора КГО отсутствует.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла, утвержденному постановлением администрацииг. Орла от 25 июля 2014 г, сбор твердых коммунальных отходов, образующихся от многоквартирного дома N 25, осуществляется в 5 контейнеров, расположенных на площадке, находящейся в собственности жильцов многоквартирного дома. Данная площадка бункерами для сбора КГО не оборудована, специальная площадка, емкости для сбора КГО, образующихся от указанного многоквартирного дома, отсутствуют.
В соответствии с актом осмотра территории от 28 ноября 2023 г. и фотоматериалов, сбор твердых коммунальных отходов, образующихся от жилых помещений многоквартирного дома N 25, происходит при помощи установленных в каждом подъезде дома мусорокамер, в которых установлены выкатные контейнеры. Отдельной площадки для сбора КГО для данного дома не имеется. На момент осмотра под балконом у мусорокамеры третьего подъезда и на порожках, ведущих в подвальное помещение дома, зафиксировано наличие складированных крупногабаритных отходов (строительные материалы, элементы мебели, стеклянный аквариум). КГО располагаются на придомовой территории дома.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывая, что на ООО "УК "РСУ N 1", как на управляющую организацию, возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления КГО, для многоквартирных домов, находящихся в управлении, поскольку это является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, пришел к выводу об удовлетворении заявленных природоохранным межрайонным прокурором требований, и возложил на ответчика обязанность организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с апелляционным определением ввиду следующего.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (п.п. 4, 5, ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, п.п. 11, 15 - 19 Правил).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Суд, делая вывод о том, что управляющая организация в соответствии со ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, обязана для обслуживания многоквартирного дома создать место (площадку) накопления ТКО, не учел, что исходя из п. 2.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация может это сделать только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Кроме того, согласно п.п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, п. 2 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Аналогичные требования содержатся в п. 3.7.6 Правил N 170 и в п. 3.3.7 Правил N 61.
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
В п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г, изложена правовая позиция, согласно которой создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
При этом размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду (п. 25 Обзора).
Приведенные положения закона в совокупности с их толкованием, содержащимся в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дела судом не были учтены.
Суд не дал оценку доводам ответчика о том, что на придомовой территории, управление которой осуществляет ответчик, отсутствует возможность разместить контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований; не проверил, принимали ли собственники помещений многоквартирного дома решение о порядке складирования ТКО (с использованием имеющейся близлежащей муниципальной площадки либо о создании самостоятельной площадки на публичной земле и наделении управляющей компании полномочиями для обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении места размещения площадки).
Допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены судом апелляционной инстанции.
Ввиду изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 г, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.