Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Отконова Андрея Николаевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 июня 2023 года N072/04/7.30-345/2023, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 27 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, члена (председателя) комиссии по осуществлению закупок Отконова Андрея Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 июня 2023 года N072/04/7.30-345/2023, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2023 года и решением судьи Тюменского областного суда от 27 ноября 2023 года, должностное лицо - начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, член (председатель) комиссии по осуществлению закупок (далее также - член комиссии) Отконов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отконов А.Н. просит об отмене вынесенных по делу актов, прекращении производства по делу.
Вместе с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока, оснований для удовлетворения которого не нахожу, поскольку срок для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушений, решений по результатам рассмотрения жалобы на постановления Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, соответственно, срок не является пропущенным, настоящая жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Возражения на жалобу не поступили.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) извещение об осуществлении закупки по общему правилу должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака.
Подпунктом 1 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Управление государственных закупок Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ за исключением способа закупки у единственного поставщика. На основании заявки заказчика ГБУЗ ТО "ОКБ N 1" Управлением государственных закупок Тюменской области принято решение о проведении электронного аукциона N АЭ-6104/22 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор. Этим же решением создана комиссия по осуществлению закупок для проведения электронного аукциона N АЭ-6104/22, определен ее состав (в число членов комиссии в качестве председателя включен начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области Отконов А.Н.), утверждено извещение электронного аукциона и приложения к нему.
Извещение о закупке 26 октября 2022 года размещено в единой информационной системе с реестровым номером закупки 0167200003422007163. НМЦК-7 257 600, 00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 08 ноября 2022 года по электронному аукциону 0167200003422007163 на участие в закупке поступило 2 заявки, заявка ООО "Фармкомпас" отклонена от участия в аукционе на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N44-ФЗ, требованиям пункта 2.1 раздела 1, раздела 2 Требований к содержанию, составу заявки, инструкции по ее заполнению, пункту 1 Описания объекта закупки. Решение об отклонении заявки принято членами комиссии, в том числе и Отконовым А.Н.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступила жалоба ООО "Фармкомпас" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/ Ивакафтор (реестровый номер извещения 0167200003422007163).
В ходе рассмотрения жалобы комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области установлено, что из описания объекта закупки следует, к поставке требуется лекарственный препарат "Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор", в характеристиках объекта закупки указаны таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 50мг+75мг/75мг, количество 168 шт, эквивалентные лекарственные формы - таблетки, 50мг+75мг/75мг, количество 168 шт. Из описания объекта закупки следует, что участник вправе предложить лекарственный препарат в эквивалентной лекарственной форме таким образом, чтобы поставка товаров осуществлялась в целых упаковках и в общем количестве, не менее заявленного заказчиком.
Отклонение заявки ООО "Фармкомпас" обусловлено тем, что в заявке участника закупки характеристики предлагаемого лекарственного препарата не соответствуют показателям, установленным в описании объекта закупки, поскольку к поставке требуется "Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор", таблетки, покрытые пленочной оболочкой 50мг+75мг/75мг, 168 шт, тогда как в заявке участник предлагает: 1) "Тезакафтор+Ивакафтор" (ТН Симкеви) таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 50мг+75мг, 84 шт; 2) "Ивакафтор" (ТН Калидеко), таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 75мг, 84 шт.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области пришла к выводу, что участниками предложены следующие препараты с торговыми наименованиями: Симдеко и Симкеви+Калидеко. Разница между лекарственными препаратами в том, что предложенные ООО "Фармкомпас" лекарственный препарат торговое наименование "Симкеви" (содержит таблетки с действующим веществом Тезакафтор+Ивакафтор) и лекарственный препарат торговое наименование "Калидеко" (содержит таблетки с действующим веществом Ивакафтор) представлены в виде двух отдельных коробок, тогда как лекарственный препарат торговое наименование "Симдеко" (предложенный другим участником) содержит полный набор таблеток международного непатентованного наименования лекарственного препарата "Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор", которые упакованы вместе в одну упаковку. При этом из описания объекта закупки не следует, что к поставке требуется лекарственный препарат "Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор" исключительно в одной упаковке, условия к предложению лекарственного препарата в эквивалентной лекарственной форме в целых упаковках и в общем количестве не менее заявленного заказчиком соблюдены.
По результатам рассмотрения указанной жалобы комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области вынесено решение от 18 ноября 2022 по делу N072/06/44/191/2022, согласно которому, помимо прочего, комиссия по осуществлению закупок была признана нарушившей требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N44-ФЗ.
Данные обстоятельства нарушения комиссией по осуществлению закупок положений подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N44-ФЗ, послужили основанием для привлечения должностного лица - члена комиссии, начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области Отконова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения Отконовым А.Н. как должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалоб на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица Отконова А.Н. в совершении вмененного ему нарушения.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения, отсутствии нарушений со стороны комиссии по осуществлению закупок, принятии комиссией и им как членом комиссии законного решения об отклонении заявки, являлись предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно отклонены, оснований не согласиться с чем не усматривается.
В настоящем случае предложение участника закупки не противоречит характеристикам объекта закупки, что установлено решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Суждения о том, что понятия "эквивалент лекарственной формы" (подразумевающий возможность замены лекарственной формы "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" на лекарственную форму "таблетки") и "эквивалент лекарственного препарата" являются различными, не свидетельствуют о законности отклонения заявки.
Предложенная участником ООО "Фармкомпас" заявка международного непатентованного наименования лекарственного средства Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор в виде комбинации лекарственных препаратов Тезакафтор+Ивакафтор (ТН Симкеви) и Ивакафтор (ТН Калидеко) с учетом инструкции по применению, соответствия общего количества и дозировки каждого из веществ в размере, не менее требуемого заказчиком, при отсутствии в описании объекта закупки требования о представлении лекарственного препарата в одной упаковке, не противоречит фактически имевшему место описанию объекта закупки.
Ссылки в жалобе на протокол консилиума врачей, решение суда по гражданскому делу, указывающие на необходимость закупки лекарственного препарата с торговым наименованием "Симдеко" для конкретного пациента, назначенного ему по жизненным показаниям, основанием к отмене принятых по делу актов не являются.
Поскольку описание объекта закупки в настоящем случае не содержало указание на конкретное торговое наименование "Симдеко" (международное непатентованное наименование лекарственного препарата "Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор"), положенное по медицинским показаниям конкретному пациенту, то есть было приведено без указания данных потребностей заказчика, представление участником закупки ООО "Фармкомпас" заявки с предложенным к поставке товаров "Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор" в виде двух лекарственных препаратов с торговыми наименованиями "Симкеви" и "Калидеко", формой, общим количеством, качеством, фармокологическими свойствами и действующим веществом Тезакафтор+Ивакафтор и Ивакафтор, соответствует описанию объекта закупки, отклонение заявки при таких обстоятельствах на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ являлось незаконным.
Вопреки доводам жалобы Отконов А.Н. является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения. Отконовым А.Н. в рамках исполнения им своих обязанностей члена комиссии принято решение об отклонении заявки при отсутствии для этого законных оснований. Принятие Отконовым А.Н. как членом комиссии решения об отклонении заявки (являющегося незаконным) надлежащим исполнением им должностных обязанностей признать нельзя.
Последующее исполнение решения суда по гражданскому делу и решения врачебной комиссии (по обеспечению пациента необходимым лекарственным препаратом) поставкой заказчику товара с торговым наименованием "Симдеко" путем проведения запроса котировок не свидетельствует об отсутствии нарушений комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Тезакафтор+Ивакафтор/Ивакафтор, указание на торговое наименование которого в извещении отсутствовало.
В данном случае допущенное заказчиком неуказание при описании объекта закупки своих фактических потребностей в определенном лекарственном препарате для конкретного пациента, а также выбранный им способ закупки, не освобождали членов комиссии по осуществлению закупок от принятия решения в соответствии с положениями статей 48, 49 Закона N44-ФЗ, несоблюдение требований которых привело к отклонению заявки по основанию, не предусмотренному законом.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями нижестоящих инстанций требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение, выяснены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в раках данного дела не усматривается. Действия Отконова А.Н. правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие Отконова А.Н, уведомленного надлежащим образом, с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он содержит необходимые для рассмотрения дела сведения. Письменные объяснения Отконова А.Н. направлены должностному лицу и получены последним 15 июня 2023 года. Копия протокола направлена Отконову А.Н. в установленном законом порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные и обоснованные решения.
Вопреки доводам жалобы, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда не допущено.
То обстоятельство, что до рассмотрения жалобы Отконова А.Н. на постановление судьей были рассмотрены дела в отношении иных членов комиссии, вопреки доводам жалобы, не указывает на заинтересованность судьи в исходе дела. Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела судьей, предусмотренных статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела не следует.
Допущенные по тексту решения судьи районного суда очевидные описки при указании должности Отконова А.Н, вопреки утверждению подателя жалобы, не указывает на ненадлежащее рассмотрение дела, основанием для отмены судебного акта не являются, могут быть исправлены в ином порядке - в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 июня 2023 годаN072/04/7.30-345/2023, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 27 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, члена (председателя) комиссии по осуществлению закупок Отконова Андрея Николаевича оставить без изменения, жалобу Отконова Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.