Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы Артемовского городского округа Свердловской области Трофимова К.М. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Артемовского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2023 года, решение судьи Артемовского городского суда Свердловской области от 25 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Артемовского городского округа Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Артемовского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Артемовского городского суда Свердловской области от 25 декабря 2023 года, администрация Артемовского городского округа (далее также - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Артемовского городского округа Трофимов К.М. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под требованиями в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К числу основных задач в области гражданской обороны в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 28-ФЗ относится предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, помимо прочего, создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, к числу основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Пунктами 2, 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище, противорадиационное укрытие, укрытие. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пунктов 3.2.1, 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Из положений пунктов 3.2.10, 5.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.
Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета, указанные в данной норме.
Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет.
Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год.
Окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год.
Из материалов дела следует, что 7 августа 2023 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки с целью надзора за выполнением требований в области гражданской обороны в отношении администрации Артемовского городского округа выявлено, что администрация допустила невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
В ЗС ГО N 020021-66, расположенном по адресу: Свердловская область, Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Станочников, 10, не выполнены обязательные требования в области гражданской обороны:
в нарушение положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ЗС ГО не поддерживается в состоянии готовности укрываемых: не обеспечена сохранность защитно-герметических и герметических дверей и ставней, инженерно-технического оборудования и возможность его перевода в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
в нарушение пункта 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны инженерно-техническое оборудование ЗС ГО находится в неисправном состоянии и не готово использованию по назначению;
в нарушение пунктов 3.2.11, 5.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не проводится.
Факт совершения администрацией Артемовского городского округа административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи при рассмотрении дела и жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности администрации в совершении административного правонарушения.
Доводы о том, что администрация Артемовского городского округа является ненадлежащим субъектом, поскольку управление переданным помещения в казну осуществляется специально созданным лицом - Управлением муниципального имущества Артемовского городского округа, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены. Отклоняя данные доводы, нижестоящие судебные инстанции обоснованно приняли во внимание положения закона, Устава Артемовского городского округа о том, что организация и осуществление мероприятий гражданской обороны, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, относятся к вопросам местного значения городского округа, полномочным органом по решению которых является именно администрация городского округа. Делегирование полномочий по управлению имуществом своему структурному подразделению - Управлению муниципального имущества Артемовского городского округа в настоящем случае не исключает обязанности администрации проводить необходимые мероприятия и обеспечивать соблюдение требований в области гражданской обороны при содержании и эксплуатации ЗС ГО, находящегося на территории (и в муниципальной собственности) Артемовского городского округа.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае требования, предъявляемые к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, администрацией Артемовского городского округа не соблюдены, объективных сведений, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, вопреки доводам жалобы, в материалах дела не имеется.
Доводы о предпринимаемых мерах по снятию защитного сооружения с учета (на момент рассмотрения дела данные действия к какому-либо результату не привели), об обстоятельствах того, что защитное сооружение передано в муниципальную собственность только в 2023 году, то есть в период, когда бюджет уже принят, основанием к отмене принятых по делу судебных актов не являются, поскольку не указывают на принятие каких-либо мер, которые могли бы привести к соблюдению требований гражданской обороны (и исключить наличие выявленных нарушений) в области переданного в муниципальную собственность ЗС ГО.
При таких обстоятельствах нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии защитника юридического лица, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права разъяснены. Копия протокола вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы мирового судьи относительно доказанности вины администрации, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения, а также при отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, является обоснованным и справедливым, отвечающим цели административного наказания.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Артемовского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2023 года, решение судьи Артемовского городского суда Свердловской области от 25 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Артемовского городского округа Свердловской области оставить без изменения, жалобу главы Артемовского городского округа Свердловской области Трофимова К.М. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.