Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Бокиевой Айнуры Акбархоновны - Седельникова В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 5 октября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 19 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бокиевой Айнуры Акбархоновны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 19 октября 2023 года, гражданка Республики "данные изъяты" Бокиева А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник Седельников В.В. просит об отмене решения судьи областного суда, изменении постановления судьи районного суда в части назначенного наказания, исключении наказания в виде административного выдворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ) следует, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 5 октября 2023 года в районе 10 часов 30 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Харьковская, д.72, выявлена гражданка Республики "данные изъяты" Бокиева А.А, которая находилась на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, что выразилось в том, что она, прибыв на территорию Российской Федерации 7 июня 2022 года, в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении установленного законом срока пребывания с 6 июня 2023 года уклонялась от выезда за пределы Российской Федерации.
В связи с выявленным нарушением режима пребывания в отношении Бокиевой А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела она привлечена к административной ответственности.
Факт совершения Бокиевой А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Доводы жалобы со ссылкой на положения пункта 10 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" о том, что время пребывания в Российской Федерации Бокиевой А.А. было фактически продлено, несостоятельны.
В силу пункта 10 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося членом семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, продлевается на срок до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Членами семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители), дедушки, бабушки, внуки.
Положения пункта 10 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, на которые ссылается податель жалобы, к рассматриваемой ситуации не применимы. Действительно, в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ одним из исключений, освобождающих временно пребывающего от исполнения обязанности выехать из Российской Федерации по истечении срока его временного пребывания, установленного законом, является случай, когда на день истечения указанного сроков ему продлен срок временного пребывания.
В тоже время, продление указанного срока временного пребывания иностранного гражданина осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 22.11.2021 N 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Из положений пунктов 6, 7, 11, 17 указанного Порядка следует, что в целях продления срока временного пребывания в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина в течение срока временного пребывания иностранного гражданина подается заявление, в котором указываются основания для продления срока временного пребывания, сведения об иностранном гражданине, одновременно с заявлением представляются документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия, документы, подтверждающие родственные отношения с гражданином Российской Федерации или иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иные документы, подтверждающие родство), и их копии. Решение о продлении срока временного пребывания принимается по результатам рассмотрения заявления в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению.
В настоящем случае такого решения о продлении срока временного пребывания в течение законного срока временного пребывания иностранного гражданина принято не было. Доказательств обратного не представлено.
Доводы о том, что принимающая сторона обращалась в уполномоченный орган с заявлением о продлении, но срок продлен не был по причине имевшихся несоответствий (опечатка в фамилии) в виде на жительство супруга со сведениями в других документах, не свидетельствуют об обстоятельствах, исключающих событие административного правонарушения.
Ссылки в жалобе на то, что у супруга Бокиевой А.А. имеется статус постоянно проживающего на территории Российской Федерации, супруг имеет место жительства в Российской Федерации, принимающая сторона обращалась за продлением срока пребывания, обстоятельства, препятствовавшие получению положительного решения, являлись несущественными, Бокиева А.А. самостоятельно явилась в уполномоченный орган для разрешения ситуации 5 октября 2023 года, вину Бокиевой А.А. в совершении административного правонарушения не исключают.
При отсутствии принятого в установленный срок пребывания решения о продлении срока пребывания, вне зависимости от причин отсутствия такого решения, Бокиева А.А. должна была покинуть территорию Российской Федерации, имевшее место пребывания Бокиевой А.А. на территории Российской Федерации за пределами этого срока, в отсутствие у нее законных оснований для этого, указывает на нарушение требований пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Бокиевой А.А. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны необходимые сведения. Права разъяснены, с протоколом Бокиева А.А. была ознакомлена, копия протокола вручена. При даче объяснений и составлении протокола Бокиева А.А. указала, что русским языком владеет, в переводчике не нуждается.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Бокиевой А.А. в совершении вмененного ей административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение, выяснены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Бокиевой А.А. в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует положениям статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы со ссылками на нормы международного права, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации не свидетельствуют, что назначение Бокиевой А.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения является несоразмерным допущенному нарушению охраняемых законом интересов. В настоящем случае дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не нарушает право на уважение личной и семейной жизни, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, соответствует необходимому балансу частных и публичных интересов.
Защищаемое право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Предоставленное иностранным гражданам право не препятствуют государству контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в том числе при соблюдении ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо установлена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемой ситуации постоянное проживание на территории Российской Федерации супруга, являющегося иностранным гражданином, имеющим вид на жительство, постоянный заработок, нахождение в собственности имущества не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих применение к Бокиевой А.А. такой меры административного воздействия, как выдворение за пределы Российской Федерации.
Имеющие значения обстоятельства при назначении наказания были учтены. Делая вывод о необходимости назначения наказания в виде административного выдворения, нижестоящими судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и характер имевшего места нарушения, и личность самой Бокиевой А.А, и ее семейное положение. Супруг и малолетние дети, также как и сама Бокиева А.А, являются гражданами Республики "данные изъяты". Наличие детей препятствием покинуть территорию Российской Федерации не являлось, с учетом сведений об исполнении постановления Бокиева А.А. самостоятельно покинула территорию Российской Федерации вместе с детьми, с ними не была разлучена. Применение административного выдворения не препятствует реализации семейных связей в отношениях с супругом и иными родственниками в стране гражданской принадлежности Бокиевой А.А. и ее супруга, либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
Приведенные в жалобе обстоятельства нахождения Бокиевой А.А. на территории Российской Федерации (касающиеся личности Бокиевой А.А, ее семейного положения) не свидетельствуют, что применение к Бокиевой А.А. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, оснований для замены наказания в соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При пересмотре дела по жалобе судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. По результатам рассмотрения жалобы вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 5 октября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 19 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бокиевой Айнуры Акбархоновны оставить без изменения, жалобу защитника Бокиевой Айнуры Акбархоновны - Седельникова В.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.