Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу Полыгалова Александра Сергеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Перми от 13 сентября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра - начальника управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгалова Александра Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Перми от 13 сентября 2023 года (резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2023 года, заместитель министра - начальник управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгалов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Полыгалов А.С. просит отменить принятые по делу судебные акты, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратура Пермского края, уведомленная о подаче жалобы, представила возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы Полыгалова А.С. отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Статьей 8 вышеуказанного закона установлено, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
При этом статьей 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Часть 3 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Статьей 15 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как установлено при рассмотрении дела, 18 мая 2023 года в Министерство транспорта Пермского края поступило обращение ФИО1 от 16 мая 2023 года по вопросу сохранения видеоматериала, фиксировавшего оформление документов сотрудником ГИБДД на специализированной стоянке ПГКУП "Автовокзал", расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 87.
На указанное обращение главным специалистом отдела ФИО4 подготовлен ответ, который подписан начальником управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгаловым А.С. 15 июня 2023 года, который передан в отдел организационной работы Министерства.
15 июня 2023 года ответ на обращение зарегистрирован в модифицированной системе электронного документооборота (МСЭД) отделом организационной работы Министерства под N 44-02-05-1260 и направлен ФИО5 24 июля 2023 года посредством электронной почты.
Прокурором Пермского края 17 августа 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заместителя министра - начальника управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгалова А.С. в связи с направлением ответа заявителя, в нарушение установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Данные обстоятельств послужили основанием для привлечения названного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением мирового судьи.
Мировой судья пришел к выводу о совершении начальником управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгаловым А.С. административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на Полыгалова А.С. возложена обязанность по своевременному рассмотрению и своевременной подготовке ответов на обращения граждан, а также направлению ответов заявителям.
Судья районного суда с таким выводом согласился и оставил данное постановление мирового судьи без изменения.
Вместе с тем имеются основания для отмены решения судьи районного суда с возвращением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений части 3 статьи 30.6 названного кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 30.9 названного кодекса рассмотрение и разрешение последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление осуществляются в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 названного кодекса.
В соответствии со статьей 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
При рассмотрении дела мировым судьей и жалобы на постановление мирового судьи, Полыгаловым А.С. неоднократно заявлялось, что письменный ответ Полыгалова А.С. на обращение ФИО2 дан в пределах установленного законом срока - тридцать дней со дня регистрации обращения. Вместе с тем, тот факт, что ответ на обращение, датированный 15 июня 2023 года был направлен в адрес заявителя 24 июля 2023 года не свидетельствует о наличии в действиях Полыгалова А.С. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что порядок рассмотрения обращения должностным лицом нарушен не был, порядок направления ответа на обращение, а также сроки направления не регламентированы Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, обращение ФИО3 поступило в Министерство транспорта Пермского края 18 мая 2023 года, ответ на данное обращение подписан начальником управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгаловым А.С. 15 июня 2023 года.
Ответ зарегистрирован консультантом отдела организационной работы Министерства транспорта Пермского края ФИО6 15 июня 2023 года N 44-02-05-1260, был направлен Калинину С.С. 15 июня 2023 года на адрес его электронной почты. Согласно письменным объяснения Полыгалова А.С, в связи со сбоем производственных процессов из-за большого объема корреспонденции, а также переходом на новую платформу электронной почты, отправка ответа на обращение не была завершена. Ответ направлен заявителю 24 июля 2023 года на электронную почту, указанную в обращении.
Вместе с тем, судьей районного суда данным доводам и изложенным выше обстоятельствам не дана надлежащая оценка и не были исследованы обстоятельства дела в полном объеме.
Судьей районного суда не выяснялись обстоятельства этапов подготовки ответа, процесса регистрации исходящей корреспонденции, передачи и отправления ответа заявителю посредством электронной почты с учетом совокупности представленных доказательств. Не допрашивались свидетели о ходе рассмотрения обращения и фактического его исполнения.
Судья районного суда устранился от проверки и оценки доводов, заявленных указанным лицом, формально сославшись на то, что данные доводы раннее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.6, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при разрешении дела, а также жалобы, протеста, поданных на постановление, решение по делу об административном правонарушении, должен проверить все заявленные доводы и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать им надлежащую правовую оценку. Требования указанных норм судьей районного суда не выполнены, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Полыгалова А.С, подлежит отмене, а дело - возвращению в Ленинский районный суд г. Перми на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем акте, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 названного кодекса, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15 ноября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра - начальника управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Полыгалова Александра Сергеевича, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что должностное лицо нарушило порядок рассмотрения обращения гражданина, однако не учло все обстоятельства дела, что привело к отмене решения районного суда и возврату дела на новое рассмотрение. Суд указал на необходимость всестороннего и объективного исследования всех фактов и доводов, представленных в ходе дела.