Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2023 года по административному делу N 2а-505/2023 по административному исковому заявлению Репьева Андрея Алексеевича о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Репьев А.А. обратился в суд с административным иском к администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Администрация), в котором просил признать незаконным решение об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" для личного подсобного хозяйства.
В обоснование иска указано, что во исполнение апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года было повторно рассмотрено заявление Репьева А.А. от 8 июня 2022 года о предоставлении земельного участка в собственность. В удовлетворении заявления отказано, поскольку на земельном участке расположены строения. Данный отказ, как и проведение проверок после подачи истцом заявления, является незаконным.
Решением Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 28 декабря 2023 года, административный ответчик просил указанные судебные акты отменить. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в настоящее время исключена возможность проведения внеплановых проверок органами, уполномоченными осуществлять государственный земельный надзор, но не исключена возможность проведения иных мероприятий, направленных на выявление нарушений земельного законодательства; суд апелляционной инстанции истребовал у Администрации дополнительные доказательства в отсутствие ходатайств сторон и сослался на обстоятельства, которые судом первой инстанции не устанавливались; застройка полевых земельных участков запрещена, поэтому истец, несмотря на положения договора аренды, не имел права возводить на испрашиваемом земельном участке строения и сооружения.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, между Репьевым А.А. (арендатором) и Администрацией (арендодателем) был заключен договор аренды земельного участка от 23 декабря 2013 года N 3877, согласно которому арендатору передан в аренду земельный участок площадью 0, 09 га с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты"; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; цель предоставления (разрешенное использование) - ведение личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок); срок аренды - с 3 декабря 2013 года по 3 декабря 2018 года.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 12 апреля 2016 года.
Согласно п. 3.1.2 договора аренды арендатор имеет право возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости в соответствии с целевым назначением земельного участка и с соблюдением правил застройки, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта; пунктом 3.2.5 договор аренды предусмотрено, что при возведении строений и сооружений арендатор обязан осуществлять строительство в соответствии с утвержденным проектом застройки и условиями предоставления земельного участка.
8 июня 2022 года Репьев А.А. обратился к главе Нижневартовского района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка без проведения торгов в соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022-2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы". Решением Администрации от 21 июня 2022 года в предоставлении земельного участка в собственность отказано, поскольку Репьев А.А. обратился с заявлением после истечения срока ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июня 2023 года, решение Администрации от 21 июня 2022 года признано незаконным, на нее возложена обязанность вновь рассмотреть заявление Репьева А.А. от 8 июня 2022 года.
Во исполнение решения суда 18 мая 2023 года по итогам повторного рассмотрения заявления Репьеву А.А. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку на нем возведены здания и сооружения (три вагончика, дом, обшитый сайдингом, с двухскатной крышей, ленточный бетонный фундамент), что свидетельствует о нарушении требований статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Согласно Правилам землепользования и застройки межселенных территорий Нижневартовского района, утв. решением Думы района от 7 апреля 2009 года N 113, по состоянию на 8 июня 2022 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находился в зоне ведения садоводства, огородничества (Сх3), к основным видам разрешенного использования земельных участков в которой относились ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, коммунальное обслуживание.
По сведениям Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий мероприятия государственного земельного надзора в отношении Репьева А.А. в период с 2021 по 2023 гг. не осуществлялись.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец имеет право на предоставление ему в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов; на момент возникновения данного права за весь период владения земельным участком нарушений со стороны истца в рамках государственного земельного надзора зафиксировано не было.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Согласно подп. 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022-2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" в 2022 году допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В силу п. 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1081, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
На основании п. 5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
Установив, что по состоянию на 8 июня 2022 года договор аренды земельного участка от 23 декабря 2013 года являлся действующим, мероприятия в рамках государственного земельного надзора в отношении Репьева А.А. не проводились, нарушения им норм земельного законодательства не выявлялись, предписания об устранении нарушений в тот или иной срок не выдавались, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у уполномоченного органа не имелось оснований для отказа в предоставлении истцу арендуемого им земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Результаты мероприятий в рамках муниципального земельного контроля, проведенных после обращения Репьева А.А. с заявлением в Администрацию, вопреки доводам жалобы, исходя из буквального толкования подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629 не могли препятствовать принятию положительного решения по заявлению Репьева А.А. от 8 июня 2022 года.
В дальнейшем в случае установления в рамках государственного земельного надзора фактов неиспользования земельного участка, находящегося в частной собственности, по целевому назначению или использования его с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации в судебном порядке может быть инициирован вопрос об изъятии земельного участка и продаже его с публичных торгов (подп. 2 п. 6 ст. 71 ЗК РФ).
Доводы жалобы о том, что суд апелляционной инстанции истребовал у Администрации дополнительные доказательства в отсутствие ходатайств сторон и сослался на обстоятельства, которые судом первой инстанции не устанавливались, не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, поскольку указанные действия соответствуют положениям п. 7 ст. 6, ч. 3 ст. 63, п. 6 ч. 3 ст. 135, ч. 1 ст. 308 КАС РФ.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.