Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Хорошевской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Спирина Дмитрия Сергеевича на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 06 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 августа 2023 года по административному делу N2а-765/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) к Спирину Дмитрию Сергеевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании со Спирина Д.С.:
-недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 943 рублей и пени по налогу в сумме 9, 11 рублей за период с 03 по 24 декабря 2019 года;
-недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 93 рублей и пени по налогу в сумме 0, 43 рублей за период с 03 по 24 декабря 2019 года;
-задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) за 2019 год в размере 29 354 рублей и пени в сумме 91, 73 рубля за период с 01 по 15 января 2020 года;
-задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) за 2019 год в размере 6 884 рублей и пени в сумме 21, 51 рубля за период с 01 по 15 января 2020 года;
-задолженности по страховым взносам на ОПС за 2020 год в размере 2 355, 10 рублей и пени в сумме 8, 95 рублей за период с 12 февраля по 01 марта 2020 года;
-задолженности по страховым взносам на ОМС за 2020 год в размере 611, 56 рублей и пени в сумме 2, 32 рублей за период с 12 февраля по 01 марта 2020 года;
-недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - налог по УСН) за 2019 год в размере 2 400 рублей и пени в сумме 9, 24 рублей за период с 13 мая по 02 июня 2020 года.
Обосновывая заявленные требования, административным истцом указано на неисполнение Спириным Д.В. обязательств по уплате упомянутых выше имущественных налогов, а также страховых взносов и налога по УСН, в связи с чем образовалась задолженность по обязательным платежам, на которую в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были начислены пени.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 06 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 августа 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Кроме того, со Спирина Д.С. взыскана государственная пошлина в размере 1 513, 49 рублей.
В поданной 02 марта 2024 года кассационной жалобе Спирин Д.С. просит постановленные судебные акты отменить с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности при направлении налоговых уведомлений и требований через личный кабинет налогоплательщика (далее - ЛКН), в результате чего ознакомление с требованиями состоялось только 03 мая 2023 года; неисполнимый срок, установленный требованиями.
Спириным Д.С. направлено заявление с просьбой о проведении судебного заседания без его участия.
Инспекцией представлены письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Одновременно заявлено ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя налогового органа.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений по административному делу не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 45 НК РФ (все нормы НК РФ приведены в редакции, действовавшей на спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Положениями части 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Частью 1 статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 1 статьи 432 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 346.11 НК РФ).
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.12 НК РФ).
Как следует из материалов административного дела, Спирин Д.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 10 декабря 2013 года по 27 января 2020 года с задекларированным основным видом деятельности "деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации", применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", в связи с чем признавался плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС, а также налога по УСН.
В связи с неуплатой Спириным Д.С. страховых взносов за 2019 и 2020 годы в установленный налоговым законодательством срок, Инспекцией выставлены требования:
N1242 по состоянию на 16 января 2020 года об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в размере 29 354 рублей и пени в сумме 91, 73 рубля за период с 01 по 15 января 2020 года, а также задолженности по страховым взносам на ОМС в размере 6 884 рублей и пени в сумме 21, 51 рубля за период с 01 по 15 января 2020 года, со сроком исполнения до 29 января 2020 года. 23 января 2020 года требование направлено налогоплательщику заказной почтовой корреспонденцией;
N8263 по состоянию на 02 марта 2020 года на уплату задолженности и по страховым взносам на ОПС в размере 2 355, 10 рублей и пени в сумме 8, 95 рублей за период с 12 февраля по 01 марта 2020 года и задолженности по ОМС в размере 611, 56 рублей и пени в сумме 2, 32 рублей за период с 12 февраля по 01 марта 2020 года, со сроком исполнения до 08 апреля 2020 года. 03 марта 2020 года требование получено налогоплательщиком через ЛКН.
26 мая 2020 года Спириным Д.С. предоставлена налоговая декларация по налогу по УСН за 2019 год.
03 июня 2020 года Спирину Д.С. через ЛКН направлено требование N9087 по состоянию на 03 июня 2020 года об уплате недоимки по налогу по УСН в размере 2 400 рублей и пени в размере 9, 24 рублей.
Также, за Спириным Д.С. в спорные налоговые периоды были зарегистрированы транспортное средство и квартира, в связи с чем он признавался налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом Спирину Д.С. направлено через ЛКН налоговое уведомление N6180155 от 27 июня 2019 года на оплату за 2018 год в срок не позднее 02 декабря 2019 года: транспортного налога в размере 1 943 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 93 рублей.
Ввиду неуплаты имущественных налогов в установленный срок, Инспекцией через ЛКН выставлено требование N94267 по состоянию на 25 декабря 2019 года об уплате за 2018 год недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в срок, до 28 января 2020 года.
13 мая 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании со Спирина Д.С. задолженности по обязательным платежам по требованиям N 94267, 1242, отмененный на основании определения от 03 октября 2022 года, в связи с поступившими возражениями должника.
09 сентября 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании со Спирина Д.С. задолженности по обязательным платежам по требованиям N8263, 9087, отмененный на основании определения от 03 октября 2022 года, в связи с поступившими возражениями должника.
07 марта 2023 года административный иск налогового органа поступил в суд.
Суды обеих инстанций, разрешая настоящий спор по существу, пришли к выводу о правомерности требований Инспекции по взысканию со Спирина Д.С. недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года, задолженности и пени по страховым взносам на ОПС и ОМС за периоды 2019 и 2020 годов, а также налогу по УСН за 2019 год, исходя из того, что административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся налогоплательщиком данных налогов, обязанность по уплате которых не исполнил, процедура принудительного взыскания налоговым органом соблюдена, расчет возникшей задолженности проверен и признан правильным.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судебных инстанций, которые соответствуют нормам материального права, мотивированы, исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
В рассматриваемом деле нижестоящими судебными инстанциями тщательно проверены последовательность и соблюдение налоговым органом порядка принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, с учетом требований статей 48, 69 НК РФ (в редакции, действующей на спорный период).
Обращение Инспекции в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа осуществлено с соблюдением шестимесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ.
Нижестоящими судебными инстанциями проверены обстоятельства направления налогоплательщику налогового уведомления и требований через ЛКН, который был открыт 25 марта 2019 года, и установлено, вопреки доводам кассационной жалобы, надлежащее исполнение Инспекцией обязанностей по направлению налогоплательщику соответствующих документов.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде апелляционной инстанции, являлись предметом судебной проверки, обоснованно признаны несостоятельными.
Мотивы, положенные в обоснование кассационной жалобы Спирина Д.С, сводятся к переоценке исследованных судебными инстанциями доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая изложенное, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене судебных постановлений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 06 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Спирина Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 24 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.