Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Хорошевской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Трушникова Сергея Васильевича на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 декабря 2023 года по делу N2а-1148/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) к Трушникову Сергею Васильевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Трушникова С.В. задолженности:
по транспортному налогу:
-за 2015 год: пени в сумме 25, 36 рублей за период с 14 января по 26 июня 2019 года; 36, 91 рублей за период с 27 июня по 13 ноября 2019 года; 8, 88 рублей за период с 14 ноября 2019 года по 09 февраля 2020 года;
-за 2016 год: недоимки в размере 165 рублей и пени по налогу за период с 14 января по 26 июня 2019 года в сумме 112, 03 рублей (ОКТМО 57701000) и 40, 04 рублей (ОКТМО 57627154); за период с 17 января по 26 мая 2020 года в сумме 4, 27 рублей (ОКТМО 57720000);
-за 2017 год: пени за период с 30 января по 26 июня 2019 года в сумме 56, 77 рублей;
-за 2018 год: недоимки в размере 1 488 рублей и пени по налогу за период с 03 по 29 декабря 2019 года в сумме 8, 53 рублей;
-за 2019 год: недоимки в размере 109 рублей (ОКТМО 57720000) и 1 201 рубля (ОКТМО 57701000); пени по налогу за период со 02 по 10 декабря 2020 года в сумме 1, 53 рубля (ОКТМО 57701000) и 0, 14 рублей (ОКТМО 57720000);
-за 2020 год: недоимки в размере 1 309 рублей и пени по налогу за период со 02 по 06 декабря 2020 года в сумме 1, 64 рубля;
по налогу на имущество физических лиц: за 2015 год пени в сумме 146, 51 рублей за период со 02 декабря 2016 года по 26 июня 2019 года;
по земельному налогу:
-за 2015 год: пени за период с 23 ноября 2017 года по 26 июня 2019 года в размере 55, 19 рублей (ОКТМО 57608437);
-за 2016 год: пени за период с 14 ноября 2018 года по 26 июня 2019 года в размере 12, 07 рублей (ОКТМО 57627154) и за период с 22 июня 2018 года по 26 июня 2019 года в сумме 35, 17 рублей (ОКТМО 57608437);
-за 2017 год: пени за период с 21 мая по 26 июня 2019 года в размере 1, 98 рублей (ОКТМО 57627154) и за период с 30 января по 26 июня 2019 года в сумме 12, 78 рублей (ОКТМО 57608437)
-за 2018 год: недоимка в размере 44 рублей и пени за период с 03 по 24 декабря 2019 года в сумме 0, 20 рублей, за период с 25 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года в сумме 1, 59 рубля, за период с 26 июня по 17 ноября 2020 года в сумме 0, 91 рублей (ОКТМО 57720000); недоимка в размере 123 рублей и пени за период с 03 по 19 декабря 2019 года в сумме 0, 71 рублей (ОКТМО 57608437);
-за 2019 год: недоимка в размере 33 рублей и пени за период со 02 по 10 декабря 2020 года в сумме 0, 04 рублей;
Обосновывая заявленные требования, административным истцом указано на неисполнение Трушниковым С.В. обязательств по уплате упомянутых выше налогов, в связи с чем образовалась недоимка, на которую в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были начислены пени.
Определением Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2023 года принят отказ Инспекции от административного иска в части взыскания:
-пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 14 января по 26 июня 2019 года в сумме 112, 03 рублей (ОКТМО 57701000) и 40, 04 рублей (ОКТМО 57627154);
-пени по земельному налогу за 2015 год за период с 23 ноября 2017 года по 26 июня 2019 года в сумме 55, 19 рублей (ОКТМО 57608437);
-пени по земельному налогу за 2016 год за период с 22 июня 2018 года по 26 июня 2019 года в сумме 35, 17 рублей (ОКТМО 57608437).
В указанной части производство по административному делу прекращено.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 декабря 2023 года, в остальной части административные исковые требования удовлетворены.
В поданной 02 марта 2024 года кассационной жалобе Трушников С.В. просит постановленные судебные акты отменить, ссылаясь на незаконность удовлетворения требований налогового органа и допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения при ведении аудиопротоколирования судебного заседания 24 августа 2023 года.
Инспекцией представлены письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Все лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения при рассмотрении дела допущены.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 45 НК РФ (все нормы НК РФ приведены в редакции, действовавшей на спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Положениями части 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Частью 1 статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Как следует из материалов административного дела, за Трушниковым С.В. в спорные налоговые периоды были зарегистрированы транспортные средства, земельные участки и жилой дом, в связи с чем он признавался налогоплательщиком транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом за периоды с 2015 года по 2020 год включительно направлялись в адрес административного ответчика налоговые уведомления и требования для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2015 год.
В адрес Трушникова С.В. Инспекцией направлено налоговое уведомление N73115334 от 29 июля 2016 года на оплату не позднее 01 декабря 2016 года: транспортного налога - 110 рублей (ОКТМО 57701000) и 825 рублей (ОКТМО 57627154); земельного налога - 377 рублей (ОКТМО 57608437) и 209 рублей (ОКТМО 57627154); налога на имущество физических лиц в сумме 628 рублей.
Ввиду неуплаты налогов в установленный срок, Инспекцией выставлено требование через личный кабинет налогоплательщика (далее - ЛКН) N23986 по состоянию на 09 апреля 2022 года об уплате пени по транспортному налогу за период с 14 ноября 2019 года по 09 февраля 2020 года в сумме 8, 88 рублей, в срок до 12 мая 2022 года.
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2016 год.
Инспекцией налогоплательщику направлены налоговые уведомления:
N51029133 от 09 сентября 2017 года на оплату не позднее 01 декабря 2017 года: транспортного налога - 1 116 рублей (ОКТМО 57701000) и 537 рублей (ОКТМО 57627154); земельного налога - 377 рублей (ОКТМО 57608437), 209 рублей и 209 рублей по перерасчету за 2014 год (ОКТМО 57627154); налога на имущество физических лиц в сумме 0 рублей;
N89541608 от 09 ноября 2019 года на оплату транспортного налога, в связи с перерасчетом в размере 165 рублей (ОКТМО 57720000) в срок не позднее 16 января 2020 года.
Ввиду неуплаты налогов в установленный срок Инспекцией через ЛКН выставлено требование N11137 по состоянию на 27 мая 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 165 рублей и пени по налогу за период с 17 января по 26 мая 2020 года в сумме 4, 27 рублей, в срок до 03 июля 2020 года.
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2017 год.
Инспекцией в электронной форме через ЛКН Трушникову С.В. направлено налоговое уведомление N5273134 от 26 июня 2018 года на оплату не позднее 03 декабря 2018 года: транспортного налога - 1 488 рублей (ОКТМО 57701000); земельного налога - 335 рублей (ОКТМО 57608437), 209 рублей (ОКТМО 57627154); налога на имущество физических лиц в сумме 0 рублей.
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2018 год.
Инспекцией в электронной форме через ЛКН направлено налоговое уведомление N6968377 от 27 июня 2019 года на оплату не позднее 02 декабря 2019 года: транспортного налога - 1 448 рублей (ОКТМО 57701000); земельного налога - 123 рублей (ОКТМО 57608437), 44 (ОКТМО 57720000); налога на имущество физических лиц в сумме 0 рублей.
Ввиду неуплаты налогов в установленный срок Инспекцией через ЛКН выставлены требования:
N96311 по состоянию на 25 декабря 2019 года об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 44 рублей и пени по налогу в сумме 0, 20 рублей за период с 03 по 24 декабря 2019 года, в срок до 28 января 2020 года;
N104344 по состоянию на 30 декабря 2019 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 1 448 рублей и земельному налогу в размере 123 рублей; пени по налогам за период с 03 по 29 декабря 2019 года в сумме 8, 53 рублей и 0, 71 рублей соответственно, в срок до 05 февраля 2020 года;
N28157 по состоянию на 26 июня 2020 года об уплате пени по земельному налогу за период с 26 декабря 2019 года по 25 июня 2020 года в сумме 1, 59 рублей, начисленных на недоимку в размере 44 рубля, в срок до 20 ноября 2020 года;
N66112 по состоянию на 18 ноября 2020 года об уплате пени по земельному налогу за период с 26 июня по 17 ноября 2020 года в сумме 0, 91 рубля, начисленных на недоимку в размере 44 рубля, в срок до 19 января 2021 года
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2019 год.
Инспекцией в электронной форме через ЛКН направлено налоговое уведомление N75837911 от 01 сентября 2020 года на оплату в установленный налоговым законодательством срок: транспортного налога - 1 201 рубль (ОКТМО 57701000) и 109 рублей (ОКТМО 57720000); земельного налога - 33 рублей (ОКТМО 57720000).
Налоговым органом выставлены требования:
N55163 по состояние на 11 декабря 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу в общем размере 1 310 рублей и пени по налогу за период со 02 по 10 декабря 2020 года в сумме 1, 67 рублей, в срок до 19 января 2021 года;
N72323 по состояние на 11 декабря 2020 года об уплате недоимки по земельному налогу в размере 33 рублей и пени по налогу за период со 02 по 10 декабря 2020 года в сумме 0, 04 рублей, в срок до 22 января 2021 года
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2020 год.
Инспекцией в электронной форме через ЛКН направлено налоговое уведомление N68744179 от 01 сентября 2021 года на оплату не позднее 01 декабря 2021 года: транспортного налога - 1 309 рублей (ОКТМО 57701000).
Налоговым через ЛКН органом выставлено требование N82744 по состояние на 07 декабря 2021 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 1 309 рублей и пени по налогу за период со 02 по 06 декабря 2021 года в сумме 1, 64 рубля, в срок до 11 января 2022 года.
14 октября 2022 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании Трушникова С.В. задолженности по обязательным платежам, отмененный на основании определения от 09 ноября 2022 года, в связи с поступившими возражениями должника.
12 мая 2023 года административный иск налогового органа поступил в суд.
Решением Кировского районного суда города Перми от 07 августа 2020 года с Трушникова С.В. взысканы:
-недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1 488 рублей и пени по налогу за 2015 год в сумме 21, 75 рубля за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года;
-недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 335 рублей и пени по налогу за 2015 год в сумме 4, 88 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года.
12 сентября 2020 года решение суда вступило в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 09 сентября 2020 года принято решение об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС по Кировскому району города Перми о взыскании с Трушникова С.В. недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 годы в размере 1 908, 33 рублей и пени по налогу в размере 67, 94 рублей; недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 754 рублей и пени по налогу в сумме 60, 80 рублей, в связи с пропуском налоговым органом установленного срока обращения в суд.
Судебным актом установлено, что заявленные требования вытекали из налоговых уведомлений N73115334 от 29 июля 2016 года (транспортный и земельные налоги за 2015 год); N51029133 от 09 июля 2017 года (транспортный и земельный налоги за 2016 год).
Суды обеих инстанций, разрешая настоящий спор по существу, пришли к заключению о правомерности требований Инспекции по взысканию с Трушникова С.В. недоимки и пени по транспортному налогу за 2018, 2019 и 2020 годы, недоимки и пени по земельному налогу за 2018 и 2019 годы, учитывая, что административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся налогоплательщиком данных налогов, обязанность по уплате которых не исполнил, процедура принудительного взыскания налоговым органом соблюдена, расчет возникшей задолженности проверен и признан правильным.
Согласились суды первой и апелляционной инстанции со взысканием с Трушникова С.В. начисленных недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год; пени по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы; пени по земельному налогу за 2015, 2016 и 2017 годы, а также по налогу на имущество физических лиц за 2015 год.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда общей юрисдикции позицию нижестоящих судебных инстанций в части взыскания налоговой задолженности за 2018, 2019 и 2020 годы находит правильной, согласующейся с нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
В рассматриваемом деле нижестоящими судебными инстанциями были проверены последовательность и соблюдение налоговым органом порядка принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, с учетом требований статей 48, 69 НК РФ (в редакции, действующей на спорный период).
Обращение Инспекции в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа 09 ноября 2022 года осуществлено с соблюдением шестимесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ.
Судебное разбирательство по делу об административном правонарушении в отношении Трушникова С.В. проведено без нарушения процессуальных норм.
Доводы жалобы, со ссылкой на нарушение норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об обязательном ведении аудиопротоколирования судебного заседания, являются несостоятельными и не влекут правовых последствий, поскольку дело рассмотрено по нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требования которых соблюдены.
Между тем, с позицией судов первой и апелляционной инстанций о взыскании пени и недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу за 2015, 2016 и 2017 годы нельзя согласиться.
Федеральный законодатель установилв главе 11 НК РФ пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).
Из содержания положений пунктов 1 и 2 статьи 75 НК РФ вытекает, что пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов и, одновременно, является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена своевременно. В последнем случае основанием взимания пени по существу выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны. Пеня не является мерой штрафного характера (наказанием) и не может приобретать такой характер.
Это означает, что к числу юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для оценки правомерности начисления пени, относится не только момент фактического поступления суммы налога (сбора) в бюджет, но также своевременность действий плательщика, от совершения которых зависело исполнение его обязанности, имело ли место незаконное пользование плательщиком средствами казны.
Соответственно, отсутствие недоимки (статья 11 НК РФ) исключает начисление и взыскание пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Принимая во внимание, что апелляционным определением от 09 сентября 2020 года отказано налоговому органу в требованиях о взыскании с Трушникова С.В. недоимки и пени по транспортному и земельному налогам за 2015 и 2016 годы, вытекающим из налоговых уведомлений N73115334, N51029133, оснований для начисления пени по названным видам налогов не имелось.
Отсутствовали у налогового органа основания для предъявления к оплате транспортного налога за 2016 год в сумме 165 рублей в результате перерасчета по налоговому уведомлению N51029133, а в последующем и требования об уплате недоимки, поскольку по налоговому уведомлению, которое подверглось перерасчету, судебным актом уже отказано во взыскании.
Доказательств уплаты налога на имущество за 2015 год в размере 628 рублей и принятия налоговым органом мер принудительного взыскания образовавшейся недоимки в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, требования Инспекции о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год, пени по транспортному налогу за 2015 год; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и земельному налогу за 2015 и 2016 годы, не основаны на законе.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решение суда от 07 августа 2020 года о взыскании с Трушникова недоимки и пени по транспортному и земельному налогам за 2017 год вступило в законную силу 12 сентября 2020 года, в связи с чем срок для предъявления исполнительного документа к исполнению истекал 07 августа 2023 года.
Между тем документов, подтверждающих предъявление исполнительного документа в службу судебных приставов либо восстановление налоговому органу в порядке статьи 357 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенного срока предъявления исполнительного листа к исполнению, стороной административного истца не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что налоговым органом в установленные сроки надлежащих мер по предъявлению исполнительного листа к исполнению для принудительного взыскания задолженности не принято, как и не принято таких мер после истечения установленного трехлетнего срока для предъявления исполнительного документа и до вынесения решения судом.
С учетом приведенного нормативного регулирования и установленных судами обстоятельств дела налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по транспортному и земельному налогам, а также пени за 2017 год, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, полно и правильно установлены судами, но при рассмотрении дела допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным разрешить спор по существу по требованиям Инспекции о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год, пени по транспортному налогу за 2015 и 2017 года, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, пени по земельному налогу за 2016 и 2017 годы без направления дела на новое рассмотрение, отказав в удовлетворении административного иска в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 декабря 2023 года отменить в части взыскании с Трушникова Сергея Васильевича недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год, пени по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы; пени по земельному налогу за 2016 и 2017 годы и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Трушникова Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме принято 23 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.