Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Везгорта Александра Вячеславовича на решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 марта 2024 года по административному делу N2а-2133/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Челябинской области (далее - Инспекция, налоговый орган) к Везгорту Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Везгорта А.В. пени по страховым взносам за 2017-2018 годы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в размере 2 654, 99 рублей и на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере 12 713, 49 рублей, указывая на неисполнение административным ответчиком обязательств по уплате страховых взносов в установленный срок, в связи с чем образовалась задолженность, на которую в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) начислены пени.
Решением Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 27 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 марта 2024 года, административные исковые требования удовлетворены. Кроме того, с Везгорта А.В. взыскана государственная пошлина в размере 614, 72 рублей.
В поданной 24 апреля 2024 года кассационной жалобе Везгорт А.В. просит постановленные судебные акты отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на истечение срока исковой давности по заявленным налоговым органом требованиям.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений по административному делу не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 45 НК РФ (все нормы НК РФ приведены в редакции, действовавшей на спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Положениями части 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Везгорт А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 14 октября 2008 года по 23 ноября 2020 года, в связи с чем признавался плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС.
На основании постановлений МИФНС России N32 по Челябинской области от 19 февраля 2018 года N74560002131 и от 22 апреля 2019 года N2025 с Везгорта А.В. взысканы задолженность и пени по страховым взносам за 2017 год в общем размере 30 001, 07 рублей и за 2018 год в общем размере 32 514, 46 рублей, соответственно.
По информации с официального сайта ФССП России в отношении Везгорта А.В. возбуждены исполнительные производства:
-от 21 февраля 2018 года N "данные изъяты" на основании постановления от 19 февраля 2018 года N "данные изъяты" В настоящее время исполнительное производство не окончено;
-от 29 апреля 2019 года N "данные изъяты" на основании постановления от 22 апреля 2019 года N2025. В настоящее время исполнительное производство не окончено
В связи с неуплатой Везгортом А.В. страховых взносов в установленный срок, Инспекцией направлено через личный кабинет налогоплательщика требование N43216 по состоянию на 08 августа 2022 года об уплате пени по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 15 368, 48 рублей, со сроком исполнения до 09 сентября 2022 года.
10 октября 2022 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Везгорта А.В. задолженности по пени на общую сумму 15 368, 48 рублей, отмененный на основании определения от 15 декабря 2022 года, в связи с поступившими возражениями должника.
15 июня 2023 года административный иск налогового органа поступил в суд.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Везгорта А.В. пени по страховым взносам на ОПС и ОМС, исходя из того, что административный ответчик, являясь в 2017 и 2018 годах плательщиком страховых взносов, обязанность по уплате обязательных платежей не исполнил, в связи с чем правомерно налоговым органом начислены пени на возникшую задолженность, процедура принудительного взыскания налоговым органом соблюдена, расчет возникшей задолженности проверен и признан правильным.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судебных инстанций, которые соответствуют нормам материального права, мотивированы, исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
В рассматриваемом деле нижестоящими судебными инстанциями тщательно проверены последовательность и соблюдение налоговым органом порядка принудительного взыскания задолженности по пени, с учетом требований статей 48, 69 НК РФ (в редакции, действующей на спорный период).
Обращение Инспекции в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа осуществлено с соблюдением шестимесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ.
В связи с чем подлежат отклонению суждения подателя жалобы об истечении сроков для предъявления Инспекцией настоящих требований.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде апелляционной инстанции, являлись предметом судебной проверки, обоснованно признаны несостоятельными.
Приведенные административным ответчиком доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Везгорта Александра Вячеславовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.