Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3876/2023 по иску Худойкуловой Рузибувиш Мирзорахимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании права на страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Груздевой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Худойкуловой Р.М. - Величко Н.С. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Худойкулова Р.М. обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения ОСФР по Челябинской области N 908680/22 от 01 февраля 2023 года (ошибочно указанное 01 февраля 2003 года) об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы с 25 января 1984 года по 29 января 2007 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" Ходжентского района Ленинабадской области Республики Таджикистан, произвести расчет ИПК с учетом рождения детей: 07 мая 1986 года рождения, 07 мая 1988 года рождения, 17 марта 1993 года рождения, 07 мая 1996 года рождения до достижения ими возраста полутора лет и назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 декабря 2022 года.
В обоснование исковых требований указала, что 28 декабря 2022 года обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 01 февраля 2023 года в назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа не менее 13 лет и ИПК не ниже 23, 4. По результатам оценки пенсионных прав ответчик не включил в страховой стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период работы, протекавший на территории Республики Таджикистан, с 25 января 1984 года по 29 января 2007 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" Ходжентского района Ленинабадской области Республики Таджикистан, поскольку документально не подтвержден компетентным органом государства, на территории которого приобретен стаж, а также не учтены периоды по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет при расчете индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2023 года, признано незаконным и отменено решение ОСФР по Челябинской области N 908680/22 от 01 февраля 2023 года (ошибочно указанное 01 февраля 2003 года) об отказе Худойкуловой Р.М. в установлении страховой пенсии по старости; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность включить в страховой стаж Худойкуловой Р.М. период работы с 25 января 1984 года по 31 декабря 2001 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" Ходжентского района Ленинабадской области Республики Таджикистан, произвести перерасчет ИПК с учетом рождения детей: 07 мая 1986 года рождения, 07 мая 1988 года рождения, 17 марта 1993 года рождения, 07 мая 1996 года рождения и назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 декабря 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Худойкулова Р.М. просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Худойкулова Р.М. в судебное заседание кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие на неё возражения, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 декабря 2022 года Худойкулова Р.М, "данные изъяты" года рождения, обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Челябинской области N 908680/22 от 01 февраля 2023 года (ошибочно указанное 01 февраля 2003 года) Худойкуловой Р.М. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, ИПК.
Как следует из решения пенсионного органа, продолжительность страхового стажа составила 0 лет 05 месяцев 15 дней (с 05 июня 2012 года по 19 ноября 2012 года), величина индивидуального пенсионного коэффициента - 0, 937.
Как следует из записей в трудовой книжке, Худойкулова Р.М. работала в период с 25 января 1984 года по 29 января 2007 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" Ходжентского района Ленинабадской области Республики Таджикистан.
Указанные сведения также подтверждены архивной справкой N 1303 от 30 июня 2023 года.
Истцом представлены повторные свидетельства о рождении детей- "данные изъяты". В повторных свидетельствах о рождении отчество истца указано верно.
Согласно расчету ОСФР по Челябинской области от 11 сентября 2023 года при подсчете размера пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" с учетом периодов рождения детей - 07 мая 1986 года рождения, 07 мая 1988 года рождения, 17 марта 1993 года рождении, 07 мая 1996 года рождения размер ИПК составит 24, 3.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 14, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", исходил из того, что период работы с 25 января 1984 года по 31 декабря 2001 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" на территории Республики Таджикистан подтвержден записями в трудовой книжке, в связи с чем данный период подлежит включению в страховой стаж, а также периоды по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет при расчете индивидуального пенсионного коэффициента.
Оснований для включения в страховой стаж периода работы истца с 1 января 2002 года по 29 января 2007 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" Ходжентскго района Ленинабадской области Республики Таджикистан суд первой инстанции не установил.
Установив с учетом спорного периода работы и учета в расчете ИПК периодов ухода за детьми у Худойкуловой Р.М. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть 28 декабря 2022 года, имелся требуемый страховой стаж не менее 13 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляла не ниже 23, 4, суд первой инстанции возложил на ОСФР по Челябинской области обязанность назначить Худойкуловой Р.М. страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28 декабря 2022 года.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о наличии оснований для применения к спорным правоотношениям норм Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, вступившего в силу 21 октября 2022 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что к спорным отношениям данный Договор не применяется, так как оспариваемый по делу период работы имел место с 25 января 1984 года по 31 декабря 2001 года, то есть до вступления в силу Договора.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Таким образом, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, при этом для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Между тем, Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие с 21 октября 2022 года, в связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года (далее - Договор от 15 сентября 2021 года), ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (статья 21 Договора от 15 сентября 2021 года).
Согласно статье 9 Договора от 15 сентября 2021 года каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1).
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3).
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4).
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 6).
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8).
Согласно статье 11 Договора от 15 сентября 2021 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
Переходными положениями, предусмотренными в статье 19 Договора от 15 сентября 2021 года предусмотрено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу (часть 1). Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретен и до вступления в силу настоящего Договора (часть 2).
В статье 21 Договора от 15 сентября 2021 года предусмотрено, что со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Договор от 15 сентября 2021 года вступил в силу с 21 октября 2022 года.
Таким образом, положения Соглашения от 13 марта 1992 года прекратившего действие не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в Договоре от 15 сентября 2021 года.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии 28 декабря 2022 года, то есть после того как Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие и вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан стали регулироваться Договором от 15 сентября 2021 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы именно данного Договора.
Ввиду изложенного, вывод суда о том, что поскольку стаж, необходимый для права на пенсию приобретен истцом до вступления в силу Договора между Россией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, и в данном случае подлежит применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку данное Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие со вступлением в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года и пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Таджикистан, с 21 октября 2022 года осуществляется с применением норм данного Договора от 15 сентября 2021 года.
Суд не учел, что право на пенсию у истца по нормам Федерального закона "О страховых пенсиях" отсутствовало по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывают периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешая спор по нормам Федерального закона "О страховых пенсиях" и приходя к выводу о включении в страховой стаж периода работы с 25 января 1984 года по 31 декабря 2001 года в качестве рабочей Совхоза "Кизил-Юлдуз" на территории Республики Таджикистан, о включении периодов по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет при расчете индивидуального пенсионного коэффициента, о назначении страховой пенсии, суд не применил условия Договора от 15 сентября 2021 года, согласно которому каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором. При определении права истца на пенсию по законодательству Российской Федерации подлежит учету страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения закона не выявил и не устранил.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные постановления судов нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.