Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Лезиной Л.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1125/2023 по иску прокурора г. Кыштыма Челябинской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области о возложении обязанности
по кассационной жалобе Администрации Кыштымского городского округа на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 19.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.12.2023.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения представителей Администрации - Гребер Н.А, Гавриловой А.О, поддержавших доводы жалобы, объяснения прокурора Ботева В.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кыштыма Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц предъявил иск к Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области (далее - Администрация) с требованием - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложить на Администрацию обязанность провести устройство минерализованных полос вокруг населенных пунктов: г. Кыштым, железнодорожная станция "данные изъяты" шириной не менее 10 метров.
Требование прокурора мотивировано тем, что указанные населённые пункты согласно паспортам населённых пунктов, утверждённых главой Кыштымского городского округа, относятся к населённым пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, соответственно, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории данных населенных пунктов вокруг территории данных пунктов должна быть создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС России по Челябинской области, ГУ Лесами Челябинской области.
Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от 19.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам челябинского областного суда от 19.12.2023, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ).
Проверив материалы дела и законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 10 ч. 1, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 07.10.2020 N 1614, п. 63, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 16.09.2020 N 1479 в редакции в редакции постановления Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885, действующей с 01.03.2023 (далее - Правила противопожарного режима).
Суд первой инстанции, установив, что населённые пункты относятся к населённым пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, вокруг территории которых должна быть оборудована минерализованная полоса шириной 10 м согласно абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима, а также, что Администрация не выполняет представление об устранении нарушений требований пожарного законодательства, пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию обязанности по организацию минерализованной полосы шириной 10 м.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда, дополнив, что Администрацией не представлено доказательств невозможности обустройства минерализованных полос шириной не менее 10 м на территориях, прилегающих к лесам вокруг населённых пунктов.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о наличии оснований для возложения обязанности по обустройству минерализованной полосы шириной не менее 10 м.
Судами установлено, что ряд населенных пунктов Кыштымского городского округа подвержены более высокому риску пожаров, поскольку отнесены к населённым пунктом, которые подвержены угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Согласно абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима в редакции, действующей с 01.03.2023, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры
Ранее аналогичные положения содержались в абз. 7 п. 63 этих же Правил, действовавшей до 01.03.2023, соответственно, обоснование иска ссылкой на указанный пункт при наличии этой же нормы в другом пункте этих же Правил в действующей редакции не свидетельствует о каком-либо нарушении.
В отношении населённых пунктов не выполнены противопожарные указанные мероприятия, не установлено, что обустроены иные противопожарные барьеры.
Действительно, обустройство минерализованной полосы шириной 1, 4 м предусмотрено абз. 1 п. 70 Правил противопожарного режима, однако обустройство минерализованной полосы предусмотрено для населённых пунктов, которые не отнесены к населенным пунктам, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. Соответственно, доводы Администрации о том, что уже обустроена минерализованная полоса шириной 1, 4 м не свидетельствует о соблюдении Правил противопожарного режима.
Вопреки доводам жалобы, положения Правил противопожарного режима не предусматривают каких-либо исключений при обустройстве минерализованной полосы.
Доводы о неисполнимости решения суда обоснованы предположительными ссылками; обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, в ходе разбирательства установлены не были.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием норм материального права, примененных судами при разрешении дела, не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, также как и несогласие с оценкой доказательств суда первой и апелляционной инстанции и с их выводами об установленных обстоятельствах на основе оценки доказательств, поскольку суд кассационной инстанции согласно ч. 3 ст. 390 ГПК РФ исходит из обстоятельств, установленных нижестоящими судами в соответствии с ч. 1 ст. 196, ст. 327.1 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 19.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.12.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кыштымского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.