Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-702/2023 по иску Орлович Светланы Владимировны к Управлению социальных программ администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным, признании права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, по кассационной жалобе Орлович Светланы Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Орлович С.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальных программ администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала регионального уровня.
В обоснование исковых требований указала, что на основании договора купли-продажи от 20 февраля 2023 года является собственником жилого помещения - трехкомнатной квартиры по адресу: "данные изъяты". Согласно договору купли-продажи, стоимость данного жилого помещения составляет 700 000 руб, из которых 200 000 руб. подлежали уплате продавцу при подписании договора, 500 000 руб. - за счет средств материнского (семейного) капитала, предусмотренного Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-3АО, на основании свидетельства от 14 февраля 2013 года N 205-НА. Согласно техническому паспорту на данную квартиру, стены, перегородки, перекрытия являются деревянными, дом благоустроен, имеет централизованное отопление, электроснабжение, горячее и холодное водоснабжение, канализацию. Решением ответчика от 15 апреля 2023 года N 44 в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала отказано, со ссылкой на то, что приобретенное ею жилое помещение не отвечает обязательным установленным требованиям и не является жилым домом в капитальном исполнении. Полагает отказ необоснованным, поскольку дом, в котором она приобрела квартиру, является объектом капитального строительства.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года признано незаконным решение Управления социальных программ администрации Надымского района от 15 марта 2023 года N 44, за Орлович С.В. признано право распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, предусмотренного Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-3AO "О материнском (семейном) капитале в ЯНАО", на приобретение жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже жилого одноэтажного дома по адресу: "данные изъяты"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2023 года отменено, в удовлетворении исковых требований Орлович С.В. отказано.
В кассационной жалобе Орлович С.В. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа просит оставить обжалуемое судебное постановление без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Стороны, представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие на неё возражения, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14 февраля 2013 года Орлович С.В. выдано свидетельство на материнский (семейный) капитал N 205-НА, в соответствии с которым она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-3AO "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе".
Согласно справке Управления социальных программ администрации Надымского района от 12 декабря 2022 года N 22, остаток средств материнского (семейного) капитала составляет 500 000 руб.
20 декабря 2023 года между Минаевой Е.И. (продавец) и Орлович С.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество - трёхкомнатную квартиру, расположенную на первом этаже жилого одноэтажного дома по адресу: "данные изъяты".
Согласно пунктам 6-7.1 договора стоимость квартиры определена в сумме 700 000 руб, из которых 200 000 руб. оплачивается покупателем за счёт собственных средств до заключения настоящего договора, 500 000 руб. оплачивается покупателем за счёт средств материнского капитала после регистрации договора в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 5 рабочих дней на счёт продавца.
Уведомлением Управления социальных программ администрации Надымского района N 44 от 15 марта 2023 года Орлович С.В. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала отказано по причине указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного Законом (пункт 3 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-3АО).
В уведомлении указано, что под многоквартирным домом капитального исполнения понимается здание, материал наружных стен которого состоит из естественных или искусственных каменных материалов, кирпича, бетона, железобетона, панелей МХМ (Массив Хольц Мауэр); с заявлением Орлович С.В. представлен технический паспорт жилого дома (квартиры) от 23 сентября 2009 года, в котором изложена информация о технических характеристиках жилого помещения: материал наружных стен деревянный, перегородки деревянные, перекрытия деревянные, полы деревянные, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства содержится информация о материале внутренних стен деревянные каркасные, в связи с чем ответчиком сделан вывод о несоответствии жилого помещения требованиям пункта 1 части 1 статьи 8 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 73-3AO, не является зданием в капитальном исполнении. Из разъяснений, представленных в информационном письме Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2023 года N 89-07/01-07-01/3000, следует, что оснований для принятия положительного решения о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на указанное улучшение жилищных условий не имеется.
Согласно техническому паспорту жилого помещения (квартиры) N "данные изъяты" наружные стены, перегородки, перекрытия, полы - деревянные.
В соответствии с техническим заключением ИП "данные изъяты" Р.В. ("Северная проектная компания") за 2023 год, по результатам обследования объекта - жилой дом N "данные изъяты", ФК-2, установлено, что объект является зданием, не является временной постройкой (киоском, навесом), расположен на специально отведённом земельном участке, разрешённое использование которого совпадает с его фактическим видом использования; объект неразрывно связан с землей, возведен на специально смонтированном для него свайном фундаменте; объект невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению. К обследуемому объекту подведены стационарные коммуникации. Объект построен без нарушений строительных, градостроительных, пожарных, санитарных норм и правил. Объект изначально построен как жилой дом, имеет соответствующие объёмно-планировочные решения и используется по назначению. Конструкции, из которых построено здание, не являются легкоразборными. Объект имеет нормальный уровень ответственности. На основании вышеизложенного, обследуемый объект - жилой дом N "данные изъяты" следует считать объектов капитального строительства. Объект - жилой дом N "данные изъяты" соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и требованиям градостроительных регламентов, находится в удовлетворительном техническом состоянии. Требования по обеспечению безопасной эксплуатации здания выполняются, не создаётся угрозы жизни и здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц, государственному и муниципальному. Эксплуатация возведённого объекта не нарушает права других собственников недвижимого имущества, а также права собственников (арендаторов) смежных земельных участков.
По смыслу Закона ЯНАО от 01.07.2011 N 73-3АО средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы не просто на приобретение жилого помещения, а именно, отвечающего требованиям капитальности строения, т.е. сделки с использованием средств регионального материнского (семейного) капитала должны повлечь приобретение не иных строений, являющихся временными постройками, а жилого помещения в объекте капитального строительства. В противном случае распоряжение средствами регионального материнского (семейного) капитала противоречит смыслу названного Закона и может повлечь злоупотребление со стороны лиц, имеющих право на использование средств материнского (семейного) капитала, путём совершения сделок, хотя формально и влекущих возникновение у граждан права (титула), но фактически не приводящих к улучшению жилищных условий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 22 июня 2011 года), постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2011 года N 631-П "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что приобретённая истцом квартира, расположенная в жилом доме 1984 года постройки, построенном из дерева, полностью соответствует признакам капитального строения, приобретение истцом данной квартиры не противоречит целям и задачам Закона Ямало-Ненецкого автономного округа 01 июля 2011 года N73-ЗАО, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для направления средств регионального материнского (семейного) капитала на приобретение указанной квартиры.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, признав их противоречащими нормативным предписаниям Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-3АО. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что положениями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 73-3АО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" (с учетом внесенных по состоянию на 27 июня 2022 года изменений) прямо предусмотрено, что понимается под многоквартирным домом капитального исполнения. Оценив представленные в материалы дела доказательства, техническую документацию жилого помещения (квартиры) N "данные изъяты" в многоквартирном доме N "данные изъяты", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии технических характеристик приобретенного Орлович С.В. жилого помещения установленным законом требованиям, в связи с чем указал на законность отказа ответчика в предоставлении истцу истребуемых мер дополнительной социальной поддержки в виде предоставления средств материнского (семейного) капитала регионального уровня на приобретение объекта капитального строительства в деревянном исполнении.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей, имеющих детей (многодетных семей) относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", утратившего силу с 01 января 2023 года).
Аналогичные по своему содержанию положения содержатся в пункте 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 2023 года.
В целях реализации предоставленного права субъектам Российской Федерации по установлению дополнительных мер социальной поддержки для создания условий, обеспечивающих семье, имеющей детей, достойную жизнь, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе", который устанавливает порядок предоставления материнского (семейного) капитала семьям, имеющим детей.
Порядок реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала предусмотрен в статье 6 вышеуказанного закона, из содержания которой следует, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении одного года со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 9 статьи 8 настоящего Закона (часть 2).
В соответствии с частью 4 статьи 6 указанного Закона лица, получившие свидетельство, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, на приобретение (строительство) жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения (далее - жилое помещение в капитальном исполнении), на приобретение (строительство) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения в капитальном исполнении, объекта индивидуального жилищного строительства, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения в капитальном исполнении, объекта индивидуального жилищного строительства, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения в капитальном исполнении, объекта индивидуального жилищного строительства.
В абзаце втором пункта 1 части 1 статьи 8 Закона N 73 -ЗАО указано, что под многоквартирным домом капитального исполнения понимается здание, материал наружных стен которого состоит из естественных или искусственных каменных материалов, кирпича, бетона, железобетона, а также панелей МХМ (Массив Хольц Мауэр).
Таким образом, направление средств материнского капитала (семейного) капитала возможно на исполнение обязательств, возникших из не противоречащей закону сделки, которая привела к улучшению жилищных условий семьи, имеющей детей.
При разрешении споров, касающихся направления гражданами средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством приобретения жилого помещения, надлежит устанавливать, отвечает ли помещение, приобретаемое владельцем сертификата, требованиям, предъявляемым соответствующим законом к жилым помещениям, и соответствует ли направлению средств семейного капитала.
Разрешая возникший между сторонами спор о реализации Орлович С.В. права на распоряжение средствами регионального материнского (семейного) капитала на приобретение квартиры по адресу: "данные изъяты", суд апелляционной инстанции правильно применил Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе", которым определен порядок и условия предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе право на материнский (семейный) капитал и обоснованно признал правомерным отказ Управления социальных программ администрации Надымского района в удовлетворении заявления истца о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по мотиву не соответствия приобретаемого жилого помещения техническим характеристикам капитального строения, которые предусмотрены вышеуказанным законом.
Отклоняя доводы Орлович С.В. о незаконности установленных в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" требований к материалу стен приобретаемого жилого помещения, установления понятия "дом капитального исполнения", суд апелляционной инстанции не усмотрел каких-либо противоречий, ссылаясь на то, что региональный законодатель вправе устанавливать соответствующие критерии и понятия в пределах предоставляемой им Конституцией Российской Федерации компетенции.
По своей природе предоставление регионального материнского (семейного) капитала является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, соответственно законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять вид социальной помощи (поддержки), условия её предоставления семьям с детьми за счет собственных средств исходя из социально-экономической обстановки.
Такое регулирование представляет собой установление дополнительных льготных условий к условиям, установленным федеральным законом, что является исключительной прерогативой регионального законодателя, а такие дополнительные меры социальной поддержки, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Реализуя право субъекта Российской Федерации по определению порядка и условий предоставления дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, региональный законодатель установилв Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" критерии, которым должны соответствовать жилые помещения, на приобретение которых подлежат направлению средства материнского (семейного) капитала, при этом к числу критериев он отнес, в частности, характеристики жилого помещения, несоответствие указанным условиям влечет отказ в предоставлении мер поддержки.
Применяя положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе", суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что реализация средств материнского (семейного) капитала должна осуществляться в соответствии с условиями, установленными региональным законодателем.
Установив, что положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе", не предусматривают возможности направления средств материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме в деревянном исполнении (за исключением многоквартирных домов, выполненных из панелей МХМ (Массив Хольц Мауэр), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отказа Управления социальных программ администрации Надымского района в удовлетворении заявления Орлович С.В. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца оснований для признания Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе", противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению при рассмотрении настоящего спора судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Орлович Светланы Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.