Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-649/2023 по иску Свидницкой Ольги Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационным жалобам Свидницкой Ольги Владимировны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 18 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Свидницкая О.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее ОСФР по Свердловской области), в котором просила:
признать незаконным решение ответчика от 27 июня 2023 г. N 459155/23, обязать ответчика включить в ее страховой стаж периоды работы:
с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 27 марта 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. педагогом в социально-педагогической службе "Шанс" Отдела образования г. Карпинска (том 1 л.д. 7-10).
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что решением ответчика N 459155/23 от 27 июня 2023 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, при этом в специальный стаж педагогической деятельности не включены вышеуказанные периоды работы. Полагала, что решение является незаконным, поскольку в эти периоды осуществляла педагогическую деятельность.
Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 18 октября 2023 г. исковые требования Свидницкой О.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение ОСФР по Свердловской области от 27 июня 2023 г. N 459155/23 в части отказа во включении в страховой стаж Свидницкой О.В. периодов работы с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 27 марта 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУ СО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. педагогом в социально-педагогической службе "Шанс" Отдела образования г. Карпинска.
На ОСФР по Свердловской области возложена обязанность включить Свидницкой О.В. указанные периоды специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С ответчика в пользу истца взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 г. указанное решение отменено в части признания незаконным решения ОСФР по Свердловской области от 27 июня 2023 г. N 459155/23 об отказе во включении в специальный стаж Свидницкой О.В. периодов работы с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. социальным педагогом в социально-педагогической службе "Шанс" Отдела образования г. Карпинска, а также в части возложения на ОСФР по Свердловской области обязанности включить указанные периоды работы в специальный стаж Свидницкой О.В. на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В отмененной части принято новое решение, которым данные исковые требования Свидницкой О.В. оставлены без удовлетворения.
В остальной части решение Карпинского городского суда Свердловской области от 18 октября 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Свидницкая О.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части, которой отменено решение суда первой инстанции, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
В жалобе приводит доводы о том, что в период с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. и с 1 ноября 2001 г. по 27 марта 2012 г. фактически работала на одном и том же рабочем месте, выполняла одни и те же трудовые функции воспитателя и социального педагога, то есть осуществляла педагогическую деятельность с лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.
Управление социальной защиты населения г. Краснотурьинска, ГОУСО "Центр социальной помощи семьи и детям г. Краснотурьинска" и социально-педагогическая служба "Шанс" Отдела образования г. Карпинска фактически и юридически являлись учреждениями, так как были созданы муниципальными и областными органами управления, финансировались только за счет бюджета, никакой коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли не осуществляли, а осуществляли социальные функции по оказанию педагогической, психологической, социальной и иной помощи, в связи с чем могут быть отнесены к учреждениям, предусмотренным пунктами 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 декабря 2002 г.
Неисполнение работодателями обязанности по внесению сведению о льготной работе истца в качестве педагога, дающей право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет в сведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования не должно влиять на ее пенсионные права, так как это не зависит от истца и не связано с ее незаконными действиями и согласно действующего законодательства истец не имеет возможности обязать работодателя внести указанные сведения. Кроме того, необходимо учитывать, что код льготной профессии, дающей право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет как педагогу не был указан во все периоды, которые оспаривались в судебном порядке, в том числе по периодам по которым судебными органами было принято положительное решение о включении периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по выслуге лет как педагогическому работнику.
Вопрос о включении периодов работы педагогических работников в указанных учреждениях, неоднократно рассматривался Карпинским и Краснотурьинским городскими судами в отношении иных педагогических работников данных учреждений, по результатам рассмотрения данных гражданских дел принимались положительные решения о включении данных периодов работ в стаж педагогических работников, дающий право на пенсию за выслугу лет.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Свердловской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В жалобе приводит доводы о несогласии с выводами судов о тождественности наименований Государственного областного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", где работала истец в спорный период, учреждениям, поименованным Списком от 29 октября 2002 г. N 781 Социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних, Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Считает, что суды оставили без должной правовой оценки довод ответчика о том, что возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда отдельных педагогических работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в должностях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
По мнению заявителя, выводы судов о том, что работа истца воспитателем, педагогом, социальным педагогом по условиям, характеру и должностным обязанностям аналогична работе, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, прямо противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 мая 2014 г. N 1098-О, и действующему законодательству Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Списком от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрено наименование учреждения "социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и не указано такого наименования учреждения социального обслуживания как "центр помощи семье и детям", Список от 29 октября 2002 г. N 781 расширительному толкованию не подлежит.
Считает, что суды оставили без внимания постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, согласно которому единственным органом, имеющим право устанавливать тождественность учреждений, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Соответствующий документ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении тождественности профессиональной деятельности в центре помощи семье и детям работе в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних или тождественности наименований организаций, указанных в иске, тому наименованию, что имеется в пункте 1.13 Списка N 781, отсутствует, в связи с чем суды необоснованно и неправомерно вышли за пределы своей компетенции и подменили собой орган исполнительной власти Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами, истец Свидницкая О.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 16 июня 1998 г.
15 июня 2023 г. истец обратилась в ОСФР по Свердловской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.
На основании решения ответчика от 27 июня 2023 г. N 459155/23 Свидницкой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Продолжительность льготного стажа работы определена 12 лет 10 месяцев 25 дней, при этом не включены следующие периоды работы:
- с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в социальном приюте для несовершеннолетних Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска, - с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 27 марта 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", - с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. социальным педагогом в социально-педагогической службе "Шанс" отдела образования г. Карпинска.
Основанием отказа во включении спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ явилось то, что наименование учреждений не предусмотрено пунктом 1 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781.
Из трудовой книжки Свидницкой О.В. следует, что 2 августа 1999 г. истец принята на работу временно воспитателем в приют для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска, 26 сентября 1999 г. уволена по окончанию срока трудового договора;
с 6 апреля 2000 г. принята воспитателем 8 разряда в социальный приют для несовершеннолетних детей Территориального отраслевого управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска на период отсутствия основного работника;
1 июня 2000 г. переведена по той же должности на постоянную работу;
31 октября 2001 г. уволена переводом в социальный приют в Специализированного муниципального учреждения "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска";
с 1 ноября 2001 г. принята переводом воспитателем в социальный приют Специализированного муниципального учреждения "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", с 1 июня 2004 г. переведена социальным педагогом 9 разряда в отделение психолого-педагогической помощи, с 12 июля 2005 г. переведена социальным педагогом 10 разряда, 1 января 2006 г. учреждение передано в собственность Свердловской области, в последующем переименовано в государственное областное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска".
19 августа 2006 г. истец уволена из данного учреждения.
с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. работала в должности социального педагога в социально-педагогической службе "Шанс" отдела образования г. Карпинска, с 25 декабря 2006 г. принята переводом воспитателем в стационарное отделение Государственного областного учреждения социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска".
1 декабря 2007 г. присвоен 11 разряд воспитателя стационарного отделения.
10 ноября 2011 г. учреждение переименовано в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска".
27 марта 2012 г. истец уволена из данного учреждения.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования о включении в страховой стаж истца спорных периодов работы, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 1997 г. N 3521-ГК, исходил из доказанности того, что Свидницкая О.В. в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность на должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком N 781. С учетом продолжительности периодов, включенных пенсионным органом в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (12 лет 10 месяцев 25 дней), а также включенных судом (12 лет 01 месяц 08 дней), на дату обращения истца в пенсионный орган (15 июня 2023 г.) педагогический стаж составил 25 лет 3 дня при требуемой продолжительности 25 лет.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием в отношении периодов работы с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 31 октября 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска".
Отменяя решение суда в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в социальном приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска и отказывая в удовлетворении данных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Управления социальной защиты населения не отнесены Списком к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, так как по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются. Применение к спорному периоду пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, неправомерно, поскольку среди поименованных в нем структурных подразделений такой организации, как "социальный приют для несовершеннолетних", не значится.
Отменяя решение суда в части включения в специальный стаж Свидницкой О.В. периода работы с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. в должности социального педагога в социально-педагогической службе "Шанс" отдела образования г. Карпинска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что социально-педагогическая служба "Шанс" отдела образования г. Карпинска, как вид учреждения, не указана в соответствующем разделе Списка от 29 октября 2002 г. N 781. Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодатель связывает с наличием совокупности обстоятельств, в том числе выполнение педагогической деятельности в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в применяемом Списке.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции не учтено, что условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска и в социально-педагогической службе "Шанс" отдела образования г. Карпинска отражены без указания льготных условий труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в педагогический стаж истца периода работы с 28 августа 2006 г. по 22 декабря 2006 г. социальным педагогом в социально-педагогической службе "Шанс" отдела образования г. Карпинска.
Доводы кассационной жалобы Свидницкой О.В. об обратном являются необоснованными, правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Проанализировав Положение "Об органе местного самоуправления, уполномоченном в сфере управления образованием - отделе образования городского округа Карпинск" от 1 декабря 2005 г, в котором перечислены полномочия отдела образования, структуру, штатное расписание отдела, Положение о социально-психологической службе "Шанс", утвержденное постановлением Главы городского округа Карпинск N 93 от 16 февраля 2006 г, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что работа истца в указанной службе не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку такое наименование учреждения не предусмотрено в соответствующем разделе Списка N 781. Коды, подтверждающие право истца на досрочное пенсионное обеспечение за указанный период работы, работодателем в пенсионный орган не представлены.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимания доводы кассационных жалоб истца и ответчика о необоснованности выводов суда апелляционной инстанции в отношении периодов работы Свидницкой О.В. с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска и с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 27 марта 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста лицам, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В спорные периоды работы Свидницкой О.В. воспитателем в приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска, воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска" действовали Список от 22 сентября 1999 г. N 1067 (с 1 ноября 1999 г. до 31 декабря 2001 г.) и Список от 29 октября 2002 г. N 781 (с 1 января 2002 г. до настоящего времени). Указанными Списками в разделе "Наименование учреждений" (пункт 13, пункт 1.13 соответственно) к учреждениям социального обслуживания отнесены реабилитационный центр для детей для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В разделе "Наименование должностей" этих же списков поименованы должности воспитателя, социального педагога (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, в частности, предусмотрено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Периоды работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа (пункт 5 Правил).
В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей (пункт 13 Правил).
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, содержат аналогичные положения, о том, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (пункт 1 Правил).
Работа в качестве социального педагога засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 13 раздела "Наименование учреждений" Списка (пункт 3 Правил).
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком: а) общеобразовательная школа; б) лицей; в) гимназия; г) вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; д) учебно - производственный комбинат; е) школа - интернат; ж) детский сад; з) техникум; и) училище; к) колледж; л) профессиональное училище; м) профессиональный лицей (пункт 5 Правил).
Приказом Минтруда России от 1 сентября 2015 г. N 588н установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания и в детских домах-интернатах, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, от рождения до достижения 3 лет (за исключением детей, состояние здоровья которых требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации), в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными, и где осуществляется круглосуточный прием и содержание детей, в том числе создание условий, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей; защита прав и законных интересов детей; уход за детьми, организация физического развития, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, психолого-медико-педагогическая реабилитация детей; оказание медицинской помощи и виды деятельности, предусмотренные пунктами 51 и 53 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481, профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях социального обслуживания, предусмотренных пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка (детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками).
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В частности, в специальный стаж засчитывается работа в должности воспитателя, социального педагога в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067, в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, в числе которых поименованы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Право на зачет в стаж педагогической деятельности в соответствии с указанными пунктами раздела "Наименование учреждений" также имеют лица, осуществлявшие деятельность в организациях социального обслуживания, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, от рождения до достижения 3 лет (за исключением детей, состояние здоровья которых требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации), в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными, и где осуществляется круглосуточный прием и содержание детей, в том числе создание условий, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей; защита прав и законных интересов детей; уход за детьми, организация физического развития, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, психолого-медико-педагогическая реабилитация детей; оказание медицинской помощи и виды деятельности, предусмотренные пунктами 51 и 53 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481, в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что периоды трудовой деятельности Свидницкой О.В. в должности воспитателя в социальном приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, а также, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в педагогический стаж периодов работы с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 31 октября 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска", не принял во внимание вышеприведенные нормативные положения, подлежащие применению при решении вопроса о возможности зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
1. Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, само по себе то обстоятельство, что Управления социальной защиты населения не отнесены применяемыми Списками к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, не являются учреждениями среди поименованных в пункте 13 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 структурных подразделений такой организации, как "социальный приют для несовершеннолетних", основанием к отказу в удовлетворении заявленного истцом в отношении указанного периода требования не является.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) регулируются правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ) установлено, что к учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.
Учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Согласно примерной номенклатуре организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. N 258н, в число организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, включены социально-реабилитационные центры, в том числе для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные приюты относятся к организациям, предоставляющим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в том числе несовершеннолетним, социальные услуги в форме социального обслуживания.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Свидницкой О.В. о включении периодов ее работы в должности в должности воспитателя в социальном приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции сослался на то, что названное учреждение не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
При обращении в суд Свидницкая О.В. в обоснование исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности воспитателя в социальном приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска указывала на то, что социальный приют для несовершеннолетних, в котором она работала в 1999 - 2001 гг, был создан в 1997 г. постановлением главы муниципального образования г. Краснотурьинск Свердловской области от 12 февраля 1997 г. N 54 в качестве муниципального учреждения "Социальный приют для детей и подростков", затем постановлением главы муниципального образования г. Краснотурьинска Свердловской области изменено наименование учреждения на специализированное муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям". Ее работа в указанный период происходила на одном рабочем месте в приюте, расположенном в г. Краснотурьинск, ул. Карпинского, д.19а, в результате реорганизации социального приюта для несовершеннолетних и подчинения его Управлению социальной защиты, функциональные обязанности центра как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись.
В материалы дела представлен договор от 17 августа 1997 г, заключенный между муниципальным образованием г. Краснотурьинск Свердловской области в лице его главы и Управлением социальной защиты г. Краснотурьинска, предметом которого является передача Управлению полномочий в области защиты населения, относящихся к ведению органов местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 договора).
В пункте 2 договора предусмотрено, что муниципальное образование передает, а Управление принимает полномочия по созданию и развитию сети комплексных и специализированных муниципальных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения на территории муниципального образования, учреждений (стационарных и нестационарных) по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, социальных приютов для детей и подростков (Приложение N 1 - муниципальной собственности - перечень учреждений с указанием количества обслуживаемых и штатной численностью работников).
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика, делая вывод о том, что учреждение - социальный приют для несовершеннолетних Управления социальной защиты г. Краснотурьинска - не поименовано Списком от 29 октября 2002 г. N 781, в нарушение требований статей 56, 67, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценку доводам истца, не установил, имело ли место при реорганизации муниципального учреждения "Социальный приют для детей и подростков" г. Краснотурьинска путем подчинения учреждения Управлению социальной защиты г. Краснотурьинска (в последующем - Территориальное отраслевое Управление социальной защиты населения г. Краснотурьинска Свердловской области) сохранение прежнего характера профессиональной деятельности учреждения применительно к нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", положениям приказа Минтруда России от 1 сентября 2015 г. N 588н, пункта 11 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 о зачете в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы в должности воспитателя в учреждениях социального обслуживания.
2. Оценивая доводы кассационной жалобы представителя ОСФР по Свердловской области, судебная коллегия полагает, что они заслуживают внимания, поскольку, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о включении периода работы истца с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 27 марта 2012 г. воспитателем в социальном приюте, в стационарном отделении, социальным педагогом в отделении психолого-педагогической помощи ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска" в педагогический стаж, суд апелляционной инстанции не дал оценки имеющимся в материалах дела Уставам данного учреждения от 3 марта 2006 г. (л.д. 71-79 т.1), от 28 октября 2011 г. (л.д. 56-63 т.1), должностной инструкции истца, как воспитателя стационарного отделения Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска, от 1 сентября 2008 г. (л.д. 68-70 т.1).
Так, пунктом 2.2 Устава от 3 марта 2006 г. предусмотрено, что предметом деятельности Центра является комплексное социальное обслуживание семей, женщин, детей и отдельных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.
Центр осуществляет следующие виды деятельности: мониторинг демографической ситуации и социально-экономического положения семей с несовершеннолетними детьми, иных категорий граждан, проживающих на территории, обслуживаемой Центром; анализ и прогнозирование социальных процессов на территории, обслуживаемой Центром; выявление несовершеннолетних, семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; создание банка данных персонифицированного учета: семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории, обслуживаемой Центром; граждан, находящихся в социально опасном положении; граждан, обратившихся в Центр за помощью; иных категорий граждан, проживающих на территории, обслуживаемой Центром (пункты 2.3, 2.3.1-2.3.4 Устава).
В соответствии с пунктом 5.1 Устава категории и группы населения (далее - клиенты), которым Центр оказывает социальные услуги:
- семьи (многодетные, неполные, несовершеннолетних родителей, опекунские, малообеспеченные, вынужденных переселенцев, с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, оказавшиеся в социально опасном положении, иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации);
- несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18 лет, проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении, заблудившиеся или подкинутые, самовольно оставившие семью, не имеющие места жительства, места пребывания и (или)) средств к существованию, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие ограниченные возможности здоровья, девиантное поведение, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации, независимо от их места жительства в муниципальном образовании;
- любые граждане, нуждающиеся в социальной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.
Аналогичные положения предусмотрены в пунктах 16, 17, 18 Устава от 28 ноября 2011 г.
В должностной инструкции воспитателя стационарного отделения Центра социальной помощи семье и детям г..Краснотурьинска, в частности, предусмотрено, что воспитатель на основании постановления Правительства Свердловской области от 12 декабря 2006 г..N 1042-ПП "Об установлении государственных стандартов социального обслуживания населения в Свердловской области" оказывает клиенту, проживающему на территории Свердловской области и оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, социальные услуги, консультирует и оказывает содействие в решении социально-педагогических задач, стоящих перед клиентом, оказывает в процессе консультирования посреднические действия между клиентом и другими специалистами, службами, учреждениями, занимающимися вопросами оказания социально-педагогической помощи гражданам, проводит индивидуальные консультации для клиента, социально-педагогическую диагностику особенностей личностного и социального развития клиента, осуществляет педагогическую коррекцию нарушений личностного и социального развития клиента, оказывает помощь в решении социально-педагогических проблем, стоящих перед ним, оказывает клиентам стационарного отделения анимационные услуги, организует культурно-массовые мероприятия за пределами учреждения и в Центре, организует и проводит школьный патронаж несовершеннолетних, временно проживающих в стационарном отделении, содействует в организации профессиональной ориентации клиентов, обучает несовершеннолетних стационарного отделения основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой, иное), планирует и организует жизнедеятельность воспитанников стационарного отделения, осуществляет их воспитание, организует на базе отделения лечебно-оздоровительные мероприятия, в том числе проводит утреннюю гимнастику для несовершеннолетних, санитарно-просветительную работу по повышению медицинской культуры несовершеннолетних стационарного отделения, создает санитарно-гигиенические условия проживания несовершеннолетних в стационарном
отделении (пункты 3.1, 3.2-3.13).
Таким образом, как обоснованно обращено внимание в кассационной жалобе представителя ответчика, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска" создан с целью представления социальных услуг не только несовершеннолетним детям, но и иным (совершеннолетним) гражданам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Приходя к выводу, что периоды работы истца в данном учреждении подлежат включению в педагогический стаж, суд апелляционной инстанции не учел, что в пункте 13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067, в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 поименованы учреждения социального обслуживания, работающие только с детьми.
3. Кроме того, судебная коллегия, выходя на основании части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в интересах законности за пределы доводов кассационных жалоб, обращает внимание на то обстоятельство, что в нарушение вышеприведенных нормативных положений пенсионного законодательства, суд апелляционной инстанции не устанавливал такие юридически значимые по делу обстоятельства как выполнение истцом в спорные периоды работы на полную ставку, в связи с чем работодатели истца предоставили в пенсионный орган сведения за спорные периоды, имевшие место после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования, без указания кодов педагогической деятельности, связано ли это с позицией пенсионного органа или с иными причинами, имеются ли основания для их корректировки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела неправильно применил к спорным отношениям нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не определили не установилюридически значимые обстоятельства для разрешения спора, следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о том, что периоды работы Свидницкой О.В. с 2 августа 1999 г. по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г. по 31 октября 2001 г. воспитателем в приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, а периоды работы с 1 ноября 2001 г. по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г. по 27 марта 2012 г. воспитателем, социальным педагогом в ГОУСО "Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска" - подлежат включению, нельзя признать правомерными.
Учитывая изложенное, апелляционное определение в части разрешения вышеуказанных исковых требований Свидницкой О.В. приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции в соответствующей части с направлением дела в этой части на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 г..отменить в той части, которой отменено решение Карпинского городского суда Свердловской области от 18 октября 2023 г..о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 27 июня 2023 г..N 459155/23 об отказе во включении в специальный стаж Свидницкой Ольги Владимировны периода работы с 2 августа 1999 г..по 26 сентября 1999 г, с 6 апреля 2000 г..по 31 октября 2001 г..воспитателем в приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г..Краснотурьинска, возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанности включить указанные периоды работы в специальный стаж Свидницкой Ольги Владимировны на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принято в отмененной части новое решение, которым названные исковые требования Свидницкой Ольги Владимировны оставлены без удовлетворения, в части, которой оставлено без изменения решение того же суда о признании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 27 июня 2023 г..N 459155/23 незаконным в части отказа во включении в страховой стаж Свидницкой Ольги Владимировны периодов работы с 1 ноября 2001 г..по 19 августа 2006 г, с 25 декабря 2006 г..по 27 марта 2012 г..воспитателем, социальным педагогом в Государственном областном учреждении Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям г..Краснотурьинска", на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" указанные периоды, а также в части взыскания с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в пользу Свидницкой Ольги Владимировны государственной пошлины в размере 300 руб.
Направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Свидницкой Ольги Владимировны в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.