Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1853/2023 по иску Макарова Николая Юрьевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области, Жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области, Департаменту строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности и выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
по кассационной жалобе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области - Кузнецова С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца Макарова Н.Ю. - Брагина И.А. против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Макаров Н.Ю. обратился с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области (далее - Управление Росгвардии по Свердловской области) о признании незаконным и отмене решения Жилищной комиссии от 24 октября 2022 года N 21 в части расчета требуемой для обеспечения площади за вычетом 14, 65 кв. м.; решения Жилищной комиссии от 02 декабря 2022 года N 27 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения; решений жилищной комиссии от 24 октября 2022 года N 21 и от 25 октября 2022 года N22; признании на ним права на получение единовременной социальной выплаты из расчета 33 кв.м.; восстановлении в очереди с даты подачи заявления с 24 декабря 2012 года; выплате единовременной социальной выплаты в размере 3 441 075 руб. в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований указал на то, что являлся сотрудником Управления Росгвардии по Свердловской области. 20 июля 2022 года был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В период службы 26 декабря 2012 года был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 4 человек (он, супруга Макарова Л.Г, сын Макаров И.Н. - 2003 года рождения, сын "данные изъяты" - 2007 года рождения) с даты подачи заявления - с 24 декабря 2012 года. 20 января 2017 года на основании решения заседания Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области он был поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4 человек. В период с 04 октября 2005 года он и его семья были зарегистрированы по адресу: "данные изъяты"; с 20 января 2010 года были зарегистрированы по месту жительства в собственной квартире общей площадью 58, 6 кв.м, расположенной по адресу: "данные изъяты" (по ? доли в праве общей собственности у каждого члена семьи или по 14, 65 кв. м. общей площади на каждого члена семьи). Указанная квартира была приобретена на основании договора купли-продажи от 09 декабря 2009 года с использованием кредитных средств ПАО "Сбербанк России", а также средств материнского капитала. 21 марта 2015 года брак между ним и супругой Макаровой Л.Г. был расторгнут, в связи с чем 01 ноября 2017 года указанная квартира была продана за 3 540 000 руб, из которых 1 049 555 руб. 70 коп. были направлены на погашение кредитного договора от 07 декабря 2009 года (кредит полностью закрыт 15 ноября 2017 года), а оставшиеся денежные средства направлены на покупку квартиры для супруги и детей. 10 ноября 2017 года ФИО1 действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей, приобретена квартира общей площадью 43, 6 кв.м, по адресу: "данные изъяты", в общую долевую собственность бывшей жены и детей.
На основании протокола от 20 января 2017 N 1 он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты. 23 марта 2018 года он заключил брак с "данные изъяты" О.А, однако 29 августа 2022 года брак был расторгнут. 14 сентября 2022 года он обратился в Жилищную комиссию с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи с расторжением брака с "данные изъяты" О.А. 24 октября 2022 года в его учетное дело внесены изменения и из рассчитываемой площади для получения социальной выплаты 33 кв.м. была вычтена его доля в квартире по адресу "данные изъяты" (14.65 кв.м.), решением от 24 октября 2022 года расчет социальной выплаты произведен следующим образом: 33 кв.м. - 14, 65 кв.м. = 18, 35 кв.м. С указанным решением в части рассчитанного размера социальной выплаты с учетом проданной доли в квартире согласен, поскольку комиссией не было учтено, что продажа квартиры была обусловлена жизненной необходимостью, а именно расторжением брака, последующим разъездом супругов, необходимостью раздела квартиры с учетом погашения кредитных обязательств и требованием приказа управления социальной политики об оформлении вновь приобретаемого жилого помещения в размере по 5/12 долей на каждого ребенка. Полагает, что социальная выплата подлежит определению за 33 кв.м. 25 октября 2022 года на заседании Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области рассматривался вопрос по предоставлению ему единовременной социальной выплаты Макарову Н.Ю, по результатам которого принято решение ходатайствовать в предоставлении единовременной социальной выплаты Макарову Н.Ю.
Однако 13 декабря 2022 года он получил выписку из протокола N 27 от 02 декабря 2022 года заседания Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, согласно которой в результате повторного рассмотрения материалов учетного дела истца N 261212-00030 было принято решение о снятии его с учета для предоставления единовременной социальной выплаты и отмены решений от 24 октября 2022 года и от 25 октября 2022 года на основании подп. б пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее Правила от 30 декабря 2011 года N 1223), который гласит, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты. С указанным решением истец не согласен, поскольку намеренных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, не совершал. Кроме того, на момент принятия решения о снятии с учета прошло более 5 лет с момента продажи квартиры по адресу: "данные изъяты".
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Жилищная комиссия Управления Росгвардии по Свердловской области.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 04 апреля 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30 августа 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Определением от 13 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 24 октября 2022 года, протокол N 21 от 24 октября 2022 года в части расчета требуемой для обеспечения Макарова Н.Ю. площади за вычетом 14, 65 кв.м; признать незаконным решение Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02 декабря 2022 года, протокол N 27 от 02 декабря 2022 года о снятии Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Свердловской области для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 33 кв.м; взыскать с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу Макарова Н.Ю. единовременную социальную выплату в размере 4 110 191 руб. 25 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 апреля 2024 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30 августа 2023 года отменено. Принято новое решение, которым исковые требования Макарова Н.Ю. удовлетворены частично. Решение Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02 декабря 2022 года, оформленное протоколом N 27 от 02 декабря 2022 года, о снятии Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения признано незаконным. За Макаровым Н.Ю. признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 18, 35 кв.м. С Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пользу Макарова Н.Ю. взыскана единовременная социальная выплата на приобретение и строительство жилого помещения в размере 2 468 350 руб. 25 коп.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение ввиду его незаконности. В обоснование жалобы указывает на то, что при постановке истца на учет с 24 декабря 2012 года в составе семьи из 4-х человек потребность Макарова Н.Ю. в жилплощади для предоставления единовременной социальной выплаты составляла 13, 4 кв.м. (72 - 58, 6). В вышеуказанном расчете была учтена квартира (56, 8 кв.м, "данные изъяты"), приобретенная истцом на основании договора купли-продажи от 09 декабря 2009 года с использованием кредитных средств и бюджетных средств в виде социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.". Таким образом, норма положенности на улучшение жилищных условий Макарова Н.Ю. составляла 13, 4 кв.м. Решение Жилищной комиссии от 26 декабря 2012 года N 9 истцом не оспаривалось. Впоследствии 01 ноября 2017 года указанная квартира была продана, при этом от своей доли в размере ? истец отказался, чем безосновательно ухудшил свои жилищные условия. При этом цели расходования денежных средств от продажи квартиры и обеспеченность его детей к рассматриваемому делу не относится, поскольку истец с 21 марта 2015 года состоял в разводе, данных о составе его семьи в этот период не имеется. С 2015 года по 2018 год истец намеренно скрывал информацию о себе, продолжая состоять на учете с составом семьи из 4-х человек. При повторном рассмотрении жилищного дела в связи с изменением семейного положения Макарова Н.Ю. (23 марта 2018 года заключен брак с "данные изъяты" О.А.) 05 апреля 2019 года Жилищной комиссией определена норма для единовременной социальной выплаты в размере 18, 35 кв.м. (42 - 14, 65 (? доли истца в проданной квартире). В связи с расторжением брака с "данные изъяты" О.А. 24 октября 2022 года Жилищной комиссией произведен расчет единовременной социальной выплаты в размере 18, 35 кв.м. исходя из нормы положенности на 1 человека (33 - 14, 65).
Вышеуказанные решения Жилищной комиссии истец не оспаривал, при этом о нормах положенности ему было известно, что свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны. Кроме того, при пересмотре учетного дела было установлено, что в 2017 году Макаров Н.Ю. совершил действия по отчуждению принадлежащей ему на праве собственности квартиры с намерением получить единовременную социальную выплату в большем размере, в связи с чем был законно снят с учета. Также указывает, что ранее истец приобрел квартиру с учетом субсидии из бюджетных средств, что в соответствии с подп. "в" пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 является основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты. Кроме того, судом не дана оценка тому, что истец более 3 лет скрывал информацию об изменении своего семейного положения и жилищных условий, чем вводил Жилищную комиссию и руководство в заблуждение.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Истец Макаров Н.Ю, представители ответчиков Жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области, Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Макаров Н.Ю. проходил службу в МВД России с 29 марта 2006 года по 30 сентября 2016 года, с 01 октября 2016 года являлся сотрудником Управления Росгвардии по Свердловской области, занимал должность старшего инспектора группы оперативного реагирования специального отряда быстрого реагирования "Вогул" в звании майора полиции.
20 июля 2022 года Макаров Н.Ю. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, продолжительность выслуги лет на день увольнения в календарном исчислении составляла 20 лет 08 мес. 16 дн, в льготном исчислении - 30 лет 01 мес. 06 дн.
В соответствии с выпиской из протокола заседания Жилищной комиссии ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу от 26 декабря 2012 года N 9 Макаров Н.Ю. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 4-х человек (он, супруга - ФИО2 сын ? ФИО3 года рождения, сын ? "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения) с даты подачи заявления с 24 декабря 2012 года.
При постановке на учет потребность истца и его семьи в жилом помещении была определена из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи за вычетом жилой площади в квартире, расположенной по адресу: г. "данные изъяты" На каждого члена семьи Макарова Н.Ю. приходилось по ? доли в праве собственности на указанное жилое помещение.
В вышеуказанном расчете была учтена квартира, приобретенная на основании договора купли-продажи от 09 декабря 2009 года с использованием кредитных средств ПАО "Сбербанк России" в размере 1 499 320 руб. и бюджетных средств в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в размере 967 680 руб.
С 26 декабря 2012 года норма на улучшение жилищных условий Макарова Н.Ю. составляла 13, 4 кв. м, на что указано в выписке из протокола от 26 декабря 2012 года N 9 заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу для приобретения или строительства жилого помещения.
21 марта 2015 года брак между Макаровым Н.Ю. и ФИО4 расторгнут.
В соответствии с протоколом Жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от 16 ноября 2016 года N 42-ЕСВ, утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Свердловской области от 19 декабря 2016 года N 216-р, Макаров Н.Ю. был исключен из списка очередников ГУ МВД России по Свердловской области на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек.
Согласно уведомлению Управления Росгвардии по Свердловской области от 28 марта 2017 года N 622/25-834 Макаров Н.Ю. в соответствии с протоколом заседания Жилищной комиссии от 20 января 2017 года N 1, утвержденным распоряжением Управления Росгвардии по Свердловской области от 20 января 2017 года N 1, был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты.
01 ноября 2017 года квартира по адресу: "данные изъяты", была продана Макаровым Н.Ю. и ФИО5 действующими в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, на основании договора купли-продажи от 01 ноября 2017 года.
10 ноября 2017 года ФИО9 действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей ФИО8 приобретена квартира по адресу: "данные изъяты" общей площадью 43, 6 кв. м, в общую долевую собственность ФИО6. в виде 2/12 доли и ФИО7, "данные изъяты" в виде 5/12 доли у каждого.
23 марта 2018 года Макаров Н.Ю. заключил брак с "данные изъяты" О.А.
Об изменении своего семейного положения и внесении изменений в учетное дело Макаров Н.Ю. сообщил в Жилищную комиссию Управления 29 мая 2018 года.
Повторно рассматривая жилищное дело Макарова Н.Ю, решением Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, отраженным в выписке из протокола от 05 апреля 2019 года N 2, был рассмотрен вопрос об изменении семейного положения истца и, с учетом вновь заключенного брака с "данные изъяты" (Макаровой) О.А. от 23 марта 2018 года, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определена потребность истца и его семьи, состоявшей на тот момент из 2-х человек, в жилом помещении в размере 18, 35 кв.м, из расчета 42 кв.м. на 2-х членов семьи за вычетом жилой площади 14, 65 кв. м, соответствовавшей ? доли в праве собственности истца на квартиру по адресу: "данные изъяты"
29 августа 2022 года брак, заключенный между Макаровым Н.Ю. и "данные изъяты" (Макаровой) О.А, был расторгнут.
При рассмотрении вопроса о внесении изменений в учетное дело сотрудника 24 октября 2022 года в связи с расторжением брака с "данные изъяты" (Макаровой) О.А. истцу Макарову Н.Ю. был произведен расчет социальной выплаты в размере 18, 35 кв.м. из расчета 33 кв.м. за вычетом жилой площади 14, 65 кв.м, соответствовавшей ? доли в праве собственности истца на квартиру по адресу: "данные изъяты"
На основании выписки из протокола от 24 октября 2022 года N 22 заседания Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области был рассмотрен вопрос о предоставлении единовременной социальной выплаты Макарову Н.Ю. в размере 2 285 515 руб. 43 коп. из расчета 18, 35 кв.м. х 99 641 руб. х 1, 25 х 1.
По результатам рассмотрения протоколов заседаний Жилищных комиссий территориальных органов Росгвардии УрО войск национальной гвардии с ходатайствами о предоставлении сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты Департаментом строительства Росгвардии Российской Федерации было указано на наличие сомнений в законности и обоснованности нахождения Макарова Н.Ю. на учете для получения единовременной социальной выплаты, что следует из представленного в материалы дела письма Департамента строительства Росгвардии Российской Федерации от 03 ноября 2022 года N 22/10569, в котором указано на то, что в 2017 году Макаров Н.Ю. совершил действия по отчуждению доли в праве собственности с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Учитывая указанные обстоятельства, в результате повторного рассмотрения материалов учетного дела истца N 261212-00030 было принято решение о снятии Макарова Н.Ю. с учета для предоставления единовременной социальной выплаты и отмены решения от 24 октября 2022 года на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты явилось совершение действий, ухудшающих жилищные условия с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции установил, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не разрешался вопрос о привлечении к участию в деле Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, тогда как, решение по делу может повлиять на его права и обязанности, что в соответствии с пунктом 4 части 4, частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и его рассмотрения по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 1 статьи 44 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", пунктов 5, 9, 23, 29, подп. "б" пункта 19 Правил от 30 декабря 2011 года N 1223, исходил из того, что на момент постановки на учет истца и членов его семьи норма жилой площади на каждого члена семьи составляла менее учетной норма (14, 65 кв.м.), следовательно, отчуждение истцом принадлежащей ему на праве собственности ? доли в жилом помещении не повлекло возникновение нуждаемости и возникновение права претендовать на принятие на учет, поэтому не имеется оснований для вывода о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у него права на предоставление единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции также не согласился с доводами ответчика о том, что отчуждение истцом ? доли в квартире в вышеуказанной квартире привело к увеличению размера единовременной социальной выплаты, поскольку размер единовременной социальной выплаты при принятии решения об определении размера единовременной социальной выплаты ответчиком была учтена площадь отчужденного жилого помещения (14, 65 кв.м.), которая исключена из расчета необходимой площади, что не повлияло на право истца состоять на учете в целях предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи составляла менее 15 кв.м. (56, 8 : 4 = 14, 65), т.к. право нуждающегося в обеспечении жильем сотрудника состоять на соответствующем учете действующим правовым регулированием не поставлено в зависимость от размера полагающейся ему выплаты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что в настоящее время и на момент принятия решения о снятии истца с учета подп. "б" пункта 19 Правил от 30 декабря 2011 года N 1223 действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 года N 954, которым из названной нормы исключено такое основание для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, как совершение действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Вместе с этим пункт 29 Правил в действующей редакции также исключает возможность получения сотрудником, который произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, единовременной социальной выплаты в большем, чем ему полагалось до отчуждения жилого помещения. При рассмотрении дела судом не установлено совершения истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий не содержат. Несмотря на совершенные истцом действия фактически нуждаемость его в улучшении жилищных условий имелась, как до постановки на учет, так и после продажи доли в квартире.
Установив, что на дату постановки на учет Макаров Н.Ю. соответствовал предъявляемым требованиям - имел стаж необходимой продолжительности, не совершал действий, которые могли бы повлиять на определение его нуждаемости в улучшении жилищных условий, его действия по отчуждению принадлежащей ему доли в праве собственности не привели к утрате права на постановку на учет для получения единовременной выплаты, а исключение при расчете социальной выплаты для приобретения или строительства жилья жилой площади, ранее отчужденной, исключает возможность получения истцом выплаты в большем размере, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для снятия Макарова Н.Ю. с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Более того суд апелляционной инстанции отметил, что ранее при наличии документов об изменении семейных и жилищных условий Жилищной комиссией не рассматривался вопрос о снятии его с учета в связи с отсутствием права на получение единовременной социальной выплаты, напротив, получив сведения об отчуждении Макаровым Н.Ю. доли в праве собственности, жилищная комиссия изменила существующие сведения о потребности семьи в жилплощади в размере 33 кв.м, из которой рассчитывается размер единовременной выплаты.
Отклоняя доводы ответчика о том, что истец подлежал снятию с учета, поскольку реализовал свое право на получение иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджета, а именно в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о снятии истца с учета было принято на основании подп. "б" пункта 19 Правил от 30 декабря 2011 года N 1223, а не на основании подп. "в" пункта 19 указанных Правил, предусматривающего снятие с учета в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кроме того, спорное требование истца возникло 26 декабря 2012 года при постановке Макарова Н.Ю. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, то есть до введения в действие Правил от 30 декабря 2011 года N 1223.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании незаконным решения Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02 декабря 2022 года, оформленного протоколом от 02 декабря 2022 года N 27, о снятии Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения подлежат удовлетворению.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца в части незаконности внесения изменений в учетное дело и расчета площади при определении размера социальной выплаты в части исключения из расчета площади доли отчужденной квартиры по адресу: г. Екатеринбург ул. Ясная д. 36 кв. 192, как основанные на неверном понимании норм действующего законодательства.
Принимая решение об определении площади для расчета единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции согласился с расчетом ответчика, которым учтены необходимый норматив общей площади жилого помещения, в котором нуждается Макаров Н.Ю, отсутствие у него в собственности жилых помещений, площадь отчужденного жилого помещения, которое находилось в его собственности после постановки на учет, признав за истцом право на получение единовременной социальной выплаты из расчета 18, 35 кв.м, отклонив доводы истца о том, что с момента отчуждения доли в жилом помещении, площадью 14, 65 кв.м, прошло более пяти лет, и оно не должно учитываться при определении общей площади жилого помещения, ввиду их несостоятельности.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции, исходя из формулы, предусмотренной пунктом 27 Правил от 30 декабря 2011 года N 1223, учитывая норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Уральскому федеральному округу для Свердловской области на 4 квартал 2023 года в размере 107 612 руб, поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.м, поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы, пришел к выводу о том, что размер единовременной выплаты составляет 2 468 350 руб. 25 коп. ((33-14, 65) х 107 612 руб. х 1 х 1, 25), взыскав указанную сумму в пользу Макарова Н.Ю. с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства установлены верно, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом апелляционной инстанции применены правильно, выводы суда апелляционной инстанций подробно мотивированы.
Доводы кассационной жалобы в полном объеме повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде апелляционной инстанции, заключаются в несогласии с выводами суда апелляционной инстанции, сделанными на основании совокупности исследованных доказательств. Между тем указанным доводам судом апелляционной инстанции дана полная и мотивированная правовая оценка, право истца на получение единовременной социальной выплаты определено с учетом положений действующего законодательства.
Указаний на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, кассационная жалоба не содержит, правом переоценки доказательств в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не наделен, в связи с чем оснований для отмены судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.