Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3191/2023 по иску исполняющего обязанности прокурора закрытого административно-территориального образования г. Снежинск в интересах Глазунова Евгения Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об отмене решения об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, взыскании недополученной суммы дополнительного материального обеспечения, по кассационным жалобам Глазунова Евгения Михайловича, федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационных жалоб, выслушав прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, полагавшего кассационную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора закрытого административно-территориального образования г. Снежинск обратился в интересах Глазунова Е.М. в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области), с учетом уточнений, об отмене решения, выраженного в ответах от 30 августа 2022 года N 08-6.1/950, 04 октября 2022 года N Г-38885-08-6.1-40176-1, об отказе в перерасчете со 02 августа 2002 года размера дополнительного материального обеспечения на основании справки работодателя ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." (далее по тексту - ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И.") от 20 мая 2022 года N 08-04/2051, взыскании недополученной суммы дополнительного материального обеспечения за период со 02 августа 2002 года по 31 мая 2022 года в размере 650 821, 56 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой города по обращению Глазунова Е.М. проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях граждан в деятельности ОСФР по Челябинской области. Установлено, что приказом директора от 29 июля 2002 года N 1112/лс Глазунов Е.М. уволен 01 августа 2002 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. На основании справки ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 12 августа 2002 года N 08-04/192 о размере среднемесячного заработка Глазунову Е.М. установлен размер дополнительного материального обеспечения. 20 мая 2022 года Глазунов Е.М. обратился в государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области) с заявлением о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с даты его назначения, представив справку от 20 мая 2022 года N 08-04/2051 об увеличенном размере среднемесячного заработка. Дополнительное материальное обеспечение в новом размере установлено Глазунову Е.М. с 01 июня 2022 года, в требовании о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с 01 августа 2002 года ему было оказано, как полагает прокурор, незаконно.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, сославшись на то, что перерасчет размера дополнительного материального обеспечения произведен истцу в соответствии с пунктом 13 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных правительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549; изменение размера, перерасчет дополнительного материального обеспечения носит исключительно заявительный характер; размер дополнительного материального обеспечения истцу был определен на основании представленной им справки работодателя.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 августа 2023 года, решение ОПФР по Челябинской области, выраженное в ответах от 30 августа 2022 года N 08-6.1/950, 04 октября 2022 года NГ-38885-08-6.1-40176-1, об отказе Глазунову Е.М. в перерасчете со 02 августа 2002 года размера дополнительного материального обеспечения, отменено; с ОСФР по Челябинской области в пользу Глазунова Е.М. взыскана недополученная сумма дополнительного материального обеспечения за период со 02 августа 2002 года по 31 мая 2022 года в размере 650 821, 56 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 августа 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (ОСФР по Челябинской области кассационная жалоба была подана только на апелляционное определение).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 февраля 2024 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июня 2023 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Глазунов Е.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного. Указывает обоснованность выводов суда первой инстанции.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Глазунова Е.М. представитель ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." указывает, что справки от 12 августа 2002 года и от 20 мая 2022 года являлись достоверными на момент их выдачи, содержали информацию о фактическом размере среднемесячного заработка Глазнова Е.М. и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе представитель ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." ставит вопрос об изменении апелляционного определения, путем исключения вывода суда апелляционной инстанции о том, что размер дополнительного материального стимулирования Глазунову Е.М. был определен неверно ввиду представления недостоверной справки о среднемесячном заработке по вине работодателя, а не пенсионного органа.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 29 июля 2002 года N 1112/лс Глазунов Е.М. уволен 01 августа 2002 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
На основании справки ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 12 августа 2002 года N 08-04/192 исходя из среднемесячного заработка в размере 6 375, 81 руб. Глазунову Е.М. со 02 августа 2002 года установлен размер дополнительного материального обеспечения.
20 мая 2022 года Глазунов Е.М. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с даты его назначения, представив справку ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 20 мая 2022 года N 08-04/2051, согласно которой его среднемесячный заработок на 01 августа 2002 года составляет 7 804, 14 руб. (с учетом включения в расчет среднемесячного заработка вознаграждения за выполнение работ по договорам, выплаченного истцу в феврале 2003 года в размере 16 900 руб.).
Из ответа ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 13 мая 2022 года следует, что исчисление размера дополнительного материального обеспечения Глазунову Е.М. производилось из заработка за последние полные 12 месяцев его работы с 01 августа 2001 года по 31 июля 2002 года. Выплаты, начисленные в августе 2002 года, в декабре 2002 года (вознаграждение по итогам работы за год), и в феврале 2003 года (вознаграждение за выполнение работ по договорам) не были включены в расчет среднего заработка для назначения дополнительного материального обеспечения.
Дополнительное материальное обеспечение в новом размере установлено истцу с 01 июня 2022 года.
Письмами ОПФР по Челябинской области от 30 августа 2022 года N 08-6.1/950, от 04 октября 2022 года N Г-38885-08-6.1-40176-1 Глазунову Е.М. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения со 02 августа 2002 года на основании справки от 20 мая 2022 года N 08-04/2051, так как размер дополнительного материального обеспечения был установлен со 02 августа 2002 года на основании справки от 09 августа 2002 года N 08-04/192 о размере среднемесячного заработка по состоянию на 01 августа 2002 года по той же должности "монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 7 разряда" и за те же полны 12 месяцев работы, предшествующие дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса (с 01 августа 2001 года по 31 июля 2002 года) в сумме 6 375, 81 руб. Согласно информации ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." в феврале 2003 года Глазунову Е.М. было выплачено вознаграждение за выполнение работ по договорам со сторонними организациями. Указанная выплата не могла быть учтена при расчете среднемесячного заработка по состоянию на 01 августа 2002 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, сославшись на Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549 (деле по тексту Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549), исходил из того, что на момент назначения Глазунову Е.М. дополнительного материального обеспечения его среднемесячный заработок фактически составлял 7 784, 14 руб, именно из указанного размера среднемесячного заработка Глазунову Е.М. должно было быть исчислено дополнительное материальное обеспечение на 02 августа 2002 года; справка с ошибочными сведениями о размере среднемесячного заработка истца была представлена в пенсионный орган по вине работодателя, в связи с чем отказ истцу в перерасчете дополнительного материального обеспечения со 02 августа 2002 года является незаконным, что, в свою очередь, является основанием для взыскания с ответчика в пользу Глазунова Е.М. недополученного дополнительного материального обеспечения за период со 02 августа 2002 года по 31 мая 2022 года в размере 650 821, 56 руб.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обязательным условием для взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченных пенсионным органом сумм дополнительного материального обеспечения с момента назначения истцу пенсии (01 августа 2002 года) является наличие вины ответчика в неполучении Глазуновым Е.М. выплат в большем размере; дополнительное материальное обеспечение выплачивалось истцу в соответствии со сведениями о среднем заработке, представленными работодателем; нарушений прав истца Глазунова Е.М. ответчиком не допущено; размер дополнительного материального обеспечения Глазунову Е.М. был определен неверно ввиду представления недостоверной справки о среднемесячном заработке по вине работодателя, а не пенсионного органа, в связи с чем не имеется оснований для признания решений пенсионного органа незаконными и возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет дополнительного материального обеспечения с даты его назначения.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
В кассационной жалобе истец Глазунов Е.М. указывает на то, что судом первой инстанции сделаны верные выводы, что право на назначение дополнительного материального обеспечения в размере исходя из представленной работодателем справки от 12 августа 2002 года было нарушено со 02 августа 2002 года, поскольку по вине работодателя в пенсионный орган предоставлена справка с неполными сведениями; актуальная и достоверная справка о его среднемесячном заработке по должности "монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 7 разряда" выдана только 20 мая 2022 года после вмешательства прокуратуры города, именно по вине работодателя им в пенсионный орган была представлена справка с ошибочными сведениями.
Данные доводы не влекут отмену судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (ДМО) при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, приведенным в Указе категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.
Во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 549 утверждено Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению N 1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению N 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению N 3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность.
Дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса или из военного представительства (пункт 8 Положения).
Исчисление размера среднемесячного заработка при установлении дополнительного обеспечения гражданам, вышедшим на пенсию и уволившимся из организаций ядерного оружейного комплекса или из военных представительств до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, а также гражданам, продолжавшим после назначения пенсии трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах до и после вступления в силу данного Указа Президента Российской Федерации, производится исходя из среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), занятых на прежних местах работы граждан в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах, на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения. Сведения о месте работы, профессии (квалификации, замещаемой должности) для исчисления среднемесячного заработка представляются гражданином по его выбору (пункт 12 Положения).
Размер дополнительного обеспечения может быть пересмотрен по заявлению гражданина при представлении им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения. В этом случае дополнительное обеспечение в новом размере устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы (пункт 13 Положения).
Из приведенного правового регулирования следует, что граждане, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, имеют право на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", которое выплачивается одновременно со страховой пенсией по старости (инвалидности) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном для выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности). Размер дополнительного материального обеспечения рассчитывается исходя из среднемесячного заработка на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения, на основании справки работодателя по установленной форме. Перерасчет размера дополнительного обеспечения допускается на основании соответствующего заявления гражданина и представления им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы.
Как установлено судом, пенсионным органом дополнительное материальное обеспечение истцу было установлено своевременно и в надлежащем размере исходя из его среднемесячного заработка на основании справки работодателя от 09 августа 2002 года N 08-04/192, перерасчет размера дополнительного материального обеспечения истцу произведен на основании его заявления от 20 мая 2022 года и представленной им справки работодателя от 20 мая 2022 года N 08-04/2051 с 01 июня 2022 года в соответствии с пунктом 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549, в связи с чем суд верно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решений пенсионного органа незаконными и возложения обязанности произвести истцу перерасчет дополнительного материального обеспечения с даты назначения пенсии.
Учитывая, что приведенные выше нормативные акты не предусматривают положений о возможности перерасчета дополнительного материального обеспечения с даты его назначения, то к спорным правоотношениям в этой части по аналогии закона возможно применить положения статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые предусматривают возможность выплаты пенсионеру неполученное пенсионное обеспечение за прошлое время без ограничения каким-либо сроком только при наличии вины пенсионного органа в неполучении лицом такого обеспечения. Кроме того, по общему правилу в соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возместить причиненный вред (убытки) является мерой гражданско-правой ответственности, которая применяется к примирителю вреда при совершении виновных действий.
Поскольку вина ответчика в выплате со 02 августа 2002 года истцу дополнительного материального обеспечения в меньшем размере не установлена, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в иске.
Ссылка в кассационной жалобе истца на то, что денежные средства в размере 650 821, 56 руб, выплаченные ему пенсионным фондом на основании решения Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июня 2023 года в настоящее время потрачены, а понимание того, что ему необходимо их вернуть пагубно отражается на здоровье, поскольку порождает нравственные переживания и чувство страха, не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствует о незаконности принятого апелляционной инстанции решения.
Доводы кассационной жалобы представителя ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." о необоснованности вывода апелляционной инстанции о том, что размер дополнительного материального стимулирования Глазунову Е.М. был определен неверно ввиду представления недостоверной справки о среднемесячном заработке по вине работодателя, а не пенсионного органа, не влекут отмену апелляционного определения. Как прямо следует из апелляционного определения, суд апелляционной инстанции, указав на то, что размер дополнительного материального обеспечения Глазунову Е.М. был определен в меньшем размере на основании недостоверной справке о его среднемесячном заработке, выданной по вине работодателя, изложил лишь вывод суда первой инстанции. Оснований проверки обоснованности данного вывода по доводам апелляционной жалобы ОСФР по Челябинской области у суда апелляционной инстанции не имелось. Третье лицо ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июня 2023 года (в части указанного вывода) не обжаловало в апелляционном порядке.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Глазунова Евгения Михайловича, федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.