Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Лезиной Л.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-900/2023 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству здравоохранения Свердловской области, государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Серовская городская больница" о возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.01.2024.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения представителя Министерства здравоохранения Свердловской области - Соколова Д.Н, представителя государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Серовская городская больница" - Духовского П.В, подержавших доводы жалобы, объяснения прокурора Кустикова А.Г, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, предъявил иск к Минздраву Свердловской области, ГАУЗ Свердловской области "Серовская городская станция скорой медицинской помощи" с требованиями:
возложить обязанность на Минздрав Свердловской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание скорой медицинской помощи с учетом двадцатиминутной транспортной доступности населению пос. Красноглинный, Первомайский Серовского района Свердловской области путём создания дополнительного филиала (поста) скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Свердловской области "Серовская городская станция скорой медицинской помощи";
возложить обязанность на ГБУЗ Свердловской области "Серовская городская станция скорой медицинской помощи" в течение одного месяца после создания дополнительного филиала (поста) скорой медицинской помощи, созданного для оказания скорой медицинской помощи населению пос. Красноглинный, Первомайский Серовского района Свердловской области, укомплектовать штат филиала (поста) скорой медицинской помощи.
Требование мотивировано тем, что действующими нормативами предусмотрен доезд бригады скорой помощи бригад скорой помощи (СМП) до населения в течение двадцати минут. Вместе с тем, время пути бригады СМП из г. Серова до места вызова в п. Красноглинный в среднем составляет 1 час 16 минут, в п. Первомайский - 1 час 55 минут, что нарушает права жителей указанных населенных пунктов на доступное и своевременное оказание медицинской помощи, соответственно, на ответчиков подлежит возложению обязанность по устранению данного нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ Свердловской области "Серовская городская больница".
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 13.06.2023 в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.01.2024 разрешен вопрос о процессуальном правопреемстве и в связи с реорганизацией в форме присоединения произведена замена ответчика ГБУЗ СО "Серовская городская станция скорой медицинской помощи" на его правопреемника ГАУЗ СО "Серовская городская больница".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.01.2024 решение суда отменено в части отказа к Минздраву Свердловской области, в указанной части принято новое решение, которым постановлено возложить на Минздрав Свердловской области обязанность обеспечить оказание скорой медицинской помощи с учетом двадцатиминутной транспортной доступности населению поселков Красноглинный, Первомайский Серовского района Свердловской области путём создания дополнительного филиала (поста) скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением ГАУЗ СО "Серовская городская больница" в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минздрав Свердловской области просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела и законность обжалуемого апелляционного определения в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены апелляционного определения.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, поскольку пришёл к выводу, что оказание скорой медицинской помощи населению в пос. Красноглинный и пос. Первомайский Серовском районе организовано в соответствии с существующим нормативным регулированием, поскольку установленный федеральными нормативами время доезда бригады СМП в 20 минут может быть изменено субъектом федерации в связи с учётом территориальной особенности каждого субъекта.
Городской суд исходил из того, что время доезда бригад СМП обоснованно скорректировано с учетом плотности населения и Методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части разрешения требований к Минздраву Свердловской области, поскольку пришёл к выводу, что установленное в настоящее время доезда бригад СМП более одного часа противоречит тому, как это установлено на территории Свердловской области, поскольку время доезда до пациента бригад СМП при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова, за исключением случаев доезда в условиях ограниченной транспортной доступности (п. 77 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 975-ПП).
Апелляционный суд исходил из того, что под ограниченной транспортной доступностью принято понимать значительное расстояние и время, затраченное на дорогу, обусловленное особенностями рельефа местности, наличием грунтовых дорог, сезонных маршрутов, таких, как зимник, и т.д. Вместе с тем, не установлено наличие условий ограниченной транспортной доступности для бригад СМП. Напротив, установлено, что от г. Серов (из которого производится выезд бригад СМП) до указанных населенных пунктов имеется автомобильная дорога с населенными пунктами.
Приказ Минздрава Свердловской области от 23.05.2018 N 833-п (ред. от 29.12.2022) "Об организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Свердловской области" также не содержит иных установленных временных ограничений для доезда бригад скорой медицинской помощи в поселки Красноглинный и Первомайский.
Поскольку Минздрав Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на организации оказания населению Свердловской области первичной медико-санитарной помощи, в том числе скорой (постановление Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП "Об утверждении Положения, предельного лимита штатной численности Министерства здравоохранения Свердловской области", ст. 12), соответственно, данный ответчик обеспечить оказание скорой медицинской помощи с учетом двадцатиминутной транспортной доступности населению поселков Красноглинный, Первомайский Серовского района Свердловской области путём создания дополнительного филиала (поста) скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением соответствующего медицинского учреждения.
При определении срока исполнения обязанности в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд пришёл к выводу о том, что таким сроком будет 2 года.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с тем, что отсутствуют основания для удовлетворения требования к другому ГБУЗ СО "Серовская городская станция скорой медицинской помощи" (после процессуального правопреемства ГАУЗ СО "Серовская городская больница") о возложении обязанности укомплектовать штат филиала (поста) скорой медицинской помощи, исходя из того, что дополнительный филиал (пост) скорой медицинской помощи в настоящее время не создан, в связи с чем оставил решение городского суда в части отказа в удовлетворении к данному ответчику.
В кассационной жалобе Минздрав Свердловской области ссылается на то, что исполнение требования прокурора выходит за рамки оптимального использования государственных ресурсов, что может привести к уменьшению сотрудников, и как следствие к снижению уровня оказываемых медицинских услуг; в территориальных программах субъектов федерации время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учётом транспортной доступности, географических особенностей; от г. Серов расстояние до пос. Красноглинный составляет 65 - 68 км, до п. Первомайский - 80 км, время доезда более часа соответствует установленному Приказом Минздрава Свердловской области N 388-п.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет изложенные доводы, поскольку эти доводы основаны ином толковании норм материального права, регулирующих порядок оказания скорой медицинской помощи на территории Свердловской области.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются среди прочего транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 323-ФЗ).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ч. 1 ст. 35 Федерального закона N 323-ФЗ).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (ч.2 ст. 35 Федерального закона N 323-ФЗ).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497, то есть федеральной программой, предусмотрено, что территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи на территории субъекта федерации должна среди прочего включать время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах государственных гарантий время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов (абз. 27 раздела VII указанной федеральной Программы).
Согласно с п. 6 Правил организации деятельности выездной бригады СМП (Приложение N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н) время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182 утверждены Методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, направленные на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при расчете нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определении потребности в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с учетом сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, уровня обеспеченности объектами здравоохранения, а также кадровой обеспеченности в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам путем оптимального использования государственных ресурсов и размещения медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 3 п. 2 приказа Минздрава Свердловской области от 23.05.2018 N 833-п "Об организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Свердловской области" предусмотрено зонирование населённых пунктов с различным временем доезда до пациента, в том числе определением населенных пунктов в радиусе более 30 км и (или) со временем до пациента выездной бригадой скорой медицинской помощи более 60 минут.
Вместе с тем, постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 975-ПП (в ред. от 25.12.2023) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы, согласно пункту 77 которой предусмотрено, что время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова, за исключением случаев доезда в условиях ограниченной транспортной доступности.
Действительно, нормативными актами федерального уровня предусмотрена возможность субъектам федерации принимать территориальные программы, по которым время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 975-ПП предусмотрен более высокий стандарт оказания скорой медицинской помощи, нежели предусмотрен приказом Минздрава Свердловской области от 23.05.2018 N 833-п, поскольку увеличение времени доезда бригады скорой помощи свыше 20 минут установлен только для случаев доезда в условиях ограниченной транспортной доступности.
Данный нормативный акт является действующим, принят Правительством Свердловской области, которому подчинен Минздрав Свердловской области. Кроме того, постановление принято позднее, чем нормативный акт, на который ссылается ответчик.
При этом само по себе расстояние между населёнными пунктами (от 65 км до 80 км), которые соединены автомобильной дорогой, не может рассматриваться как условия ограниченной транспортной доступности.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием норм материального права, примененных судом апелляционной инстанции при разрешении дела, не является основанием для кассационного пересмотра апелляционного определения, также как и несогласие с оценкой доказательств суда апелляционной инстанции и с его выводами об установленных обстоятельствах на основе оценки доказательств, поскольку суд кассационной инстанции согласно ч. 3 ст. 390 ГПК РФ исходит из обстоятельств, установленных нижестоящими судами в соответствии с ч. 1 ст. 196, ст. 327.1 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.01.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.