Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Вдовиченко И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2226/2023 по иску прокурора Горнозаводского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горнозаводского городского округа Пермского края о возложении обязанности расширить специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного жилого фонда, провести текущий ремонт жилых помещений, по кассационной жалобе администрации Горнозаводского городского округа Пермского края на решение Чусовского городского суда Пермского края от 28 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чаус И.А, возражения прокурора Пятого отдела (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Горнозаводского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Горнозаводского городского округа Пермского края о возложении обязанности увеличить специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного жилого фонда, до общего количества не менее 70 благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Горнозаводского городского округа, а именно увеличить имеющийся маневренный жилой фонд на 10 жилых помещений в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности провести текущий ремонт жилых помещений, расположенных по адресам в г. "данные изъяты"
В обоснование исковых требований указано, что по результатам служебной проверки соблюдения администрацией Горнозаводского городского округа жилищного законодательства при использовании жилых помещений маневренного фонда выявлены нарушения прав граждан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении жилья из такого фонда, создает угрозу нарушение прав граждан, проживающих на территории округа при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 28 ноября 2023 года (с учетом определения Чусовского городского суда Пермского края от 28 декабря 2023 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 февраля 2024 года на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края возложена обязанность расширить специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений в населенных пунктах Горнозаводского городского округа, а именно увеличить имеющийся маневренный жилой фонд на 10 жилых помещений в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; провести текущий ремонт, расположенных по адресам в г "данные изъяты" в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрация Горнозаводского городского округа Пермского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на их незаконность. Указывает на несогласие с возложением на администрацию Горнозаводского городского округа обязанности увеличить специализированный жилищный фонд в виде помещений маневренного жилищного фонда до общего количества 70 благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Горнозаводского городского округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в силу по следующим основаниям, также не согласны с возложением на администрацию Горнозаводского городского округа обязанности провести текущий ремонт жилых помещений в г. Горнозаводске.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Горнозаводского района просит оставить судебные акты без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением думы Горнозаводского городского округа N 263 от 25 марта 2020 года утверждено Положение о муниципальном маневренном жилищного фонда Горнозаводского городского округа Пермского края, с внесением изменений в административный регламент, утвержденный 23 июня 2022 года постановлением N 721 Главой городского округа - главой администрации Горнозаводского городского округа Пермского края.
В соответствии с пунктами 3.3, 34 Положения о муниципальном маневренном жилищного фонда Горнозаводского городского округа Пермского края, когда маневренный фонд не заселен, расходы по содержанию, текущему ремонту и отоплению маневренного фонда осуществляются за счет средств бюджета Горнозаводского городского округа.
Постановлением администрации Горнозаводского городского округа Пермского края N 1929 от 30 октября 2023 года утвержден состав маневренного жилищного фонда Горнозаводского городского округа Пермского края из 60 жилых помещений.
По результатам служебной проверки соблюдения администрацией Горнозаводского городского округа жилищного законодательства при использовании жилых помещений маневренного фонда прокуратурой выявлены нарушения прав граждан. На территории Горнозаводского городского округа расположено 16 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Количество жилых помещений, подлежащих расселению - 93, количество жителей - 170 человек. По информации Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края признаки внезапного обрушения выявлены в 11 многоквартирных домах: 58 жилых помещений и 104 жителя. В состав маневренного фонда входит 60 жилых помещений, из которых 28 не сданы в наем, при этом, в 21 из них требуется ремонт. Имеющийся объем маневренного фонда не обеспечивает удовлетворение потребности Горнозаводского городского округа в жилых помещениях маневренного типа и нарушает права граждан. При этом, сметы на проведение ремонта составлены лишь в отношении 6 жилых помещений маневренного фонда. Жилые помещения маневренного фонда, находящиеся в ненормативном состоянии, не могут быть использованы для предоставления нуждающимся в них гражданам.
7 июля 2023 года администрацией Горнозаводского городского округа предоставлен список маневренного жилищного фонда на территории Горнозаводского городского округа, в котором из 60 жилых помещений требуют ремонта 22 помещения с указанием, что локально-сметный расчет на жилые помещений, находящиеся по адресу: "данные изъяты", не составлялся.
29 марта 2023 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края принято участие в проверке прокуратуры Горнозаводского района, в ходе осмотра установлено, что многоквартирный дом N 1 по ул.Кирова разрушен; техническое состояние многоквартирных домов N 3 по ул.Шахтерской, N 16, 17, 21 по ул. Ленина представляет угрозу разрушения, не обеспечивает безопасности жизни и здоровья проживающих граждан.
14 июня 2023 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края составлена справка о проверке технического состояния многоквартирных домов на территории Горнозаводского района Пермского края, признанных аварийными и подлежащими сносу, согласно которой имеются основания полагать о наличии признаков внезапного обрушения многоквартирных домов по адресам: р.п. Теплая Гора, ул. Победы, д.4, ул.Заречная, д.10, ул. Станционная, д.10, р.п Кусье-Александровский ул.М.Горького, д.13, ул. Ленина, д.6, ул. Свободы, д.6, р.п. Теплая Гора, ул.Победы, д.4.
11 июля 2023 года в адрес Главы городского округа - главы администрации Горнозаводского городского округа заместителем прокурора Горнозаводского района внесено представление об устранении допущенных нарушений закона при использовании жилых помещений маневренного фонда, наличия необходимого объема жилых помещений маневренного фонда для предоставления гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, а также граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными.
В ответе от 28 июля 2023 года на представление прокурора администрацией указано, что в реестре муниципальной собственности числится 55 жилых помещений маневренного жилищного фонда, из них 26 жилых помещений предоставлены гражданам, в отношении 21 жилого помещения требуется проведение ремонта, в отношении 2 жилых помещений ремонт произведен в 2021-2022 годах.
Вступившим в законную силу решением Чусовского городского суда Пермского края от 24 августа 2023 года признаны незаконным и отменены пункты 2.1, 2 постановления администрации Горнозаводского городского округа Пермского края от 10 июня 2021 N 627 в части установленного срока отселения граждан до 2030 года, на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение, путем принятия нормативно-правового акта в части установления разумного срока переселения граждан из жилых помещений аварийного многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты"
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку создание маневренного фонда прямо предусмотрено законом, отсутствие достаточного количества маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении жилья из такого фонда, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории округа при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что жилые помещения, расположенные по адресам в "данные изъяты", не отвечают санитарным и техническим правилам и нормам, создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края провести текущий ремонт в указанных жилых помещениях.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
На основании чч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
С учетом приведенного выше правового регулирования в его системной взаимосвязи со ст. 40 Конституции Российской Федерации нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу о наличии у администрации Горнозаводского городского округа Пермского края обязанности создать на территории муниципального района маневренный жилищный фонд, а установив факт неисполнения данной обязанности, правомерно удовлетворили иск прокурора.
Как верно отметили суды нижестоящих инстанций, отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Горнозаводского городского округа Пермского края, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, о чем указывает заявитель кассационной жалобы, не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
Вопреки доводам кассационной жалобы возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по договору социального найма не исключает наличие обязанность иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем правомерно указали суды двух инстанций.
Довод кассационной жалобы о том, что в нарушение закона прокурор не представил доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в муниципальном округе маневренного фонда, является несостоятельным, так как выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.
При разрешении спора судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности жилых помещений маневренного фонда, созданных администрацией Горнозаводского городского округа, для обеспечения потребностей жителей округа в таких жилых помещениях, свои выводы суд подробно мотивировал.
При таких обстоятельствах дела, указанные выше доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с возложением на администрацию обязанности по проведению текущего ремонта в жилом фонде маневренного фонда и на отсутствие указания в решении суда срока исполнения решения суда, основанием для отмены оспариваемых судебных актов не является.
Установив, что обязанность по проведению текущего ремонта в 14 жилых помещениях маневренного фонда, не сданных в наем, лежит на администрации и данные жилые помещения требуют текущего ремонта, проживание в которых без его проведения невозможно, суды пришли к обоснованному выводу о законности заявленных прокурором требований.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы об отсутствии срока исполнения решения суда в части проведения текущего ремонта, поскольку определением суда от 28.12.2023 данный недостаток устранен, срок установлен- в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу (л.д.42 т.1).
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 28 ноября 2023 года (с учетом определения Чусовского городского суда Пермского края от 28 декабря 2023 года), и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Горнозаводского городского округа Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.