Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, при секретаре Мельниченко Е.Р, рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя административного истца ООО "ВАИР" на определение Московского областного суда от 5 марта 2024 года по административному делу N 3а-406/2024 об оставлении без рассмотрения административного искового заявления ООО "ВАИР" к ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" о признании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Овсянкиной Н.В, объяснения представителя административного истца Луконина А.Л, суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВАИР" обратилось в Московский областной суд с административным иском о признании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал что ему на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером N.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2022 года N 15ВР-2452 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости" установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года в размере 46 573 443, 7 руб.
По мнению административного истца, при определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением была допущена ошибка, заключающаяся в неверном присвоении земельному участку кода расчета вида использования 04:020, вместо кода расчета вида использования 06:090.
В соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в порядке внесудебного урегулирования спора ООО "ВАИР" обратилось в ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" с заявлением от 19 октября 2023 года N, однако, решением данного учреждения N от 15 ноября 2023 года в удовлетворении указанного заявления было отказано, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.
Полагая, что принятое ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" решение является необоснованным и немотивированным, административный истец, уточнив заявленные требования в порядке статьи 46 КАС РФ, просил суд признать оспариваемое решение незаконным и обязать административного ответчика произвести перерасчет кадастровой стоимости в связи с наличием ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N определенной по состоянию на 1 января 2022 года, с использованием кода вида использования 06:090 вместо ошибочного использованного кода 04:020.
Определением Московского областного суда от 5 марта 2024 административное исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании части 4 пункта 1 статьи 196 КАС РФ.
Не согласившись с указанным определением, представителем административного истца ООО "ВАИР" подана частная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу определения.
В обоснование доводов жалобы представитель административного истца указывает, что в настоящем административном иске административный истец привел иные основания, по которым оспаривает решение ГБУ Московской области "Центр государственной кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года, которые не подлежат проверке судом при рассмотрении административного дела N3а-360/2024, а также заявлены иные требования, несмотря на то, что по результатам рассмотрения заявлений бюджетным учреждением было принято решение в виде одного документа под N от 15 ноября 2023 года.
Податель жалобы отмечает, что в силу положений части 1 статьи 46 КАС РФ одновременное изменение основания и предмета иска не допускается в связи с чем у административного истца не имеется процессуальной возможности в рамках административного дела N3а-360/2024 заявлять требования о признании незаконным отказа административного ответчика в удовлетворении заявления N от 19 октября 2023 года и обязать произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2022 года.
В соответствии с частью 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба на определения суда рассматривается в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Исследовав письменные материалы дела суд апелляционной инстанции приходит следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 2, частью 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Оставляя административное исковое заявление ООО "ВАИР" без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что в производстве Московского областного суда находится аналогичное административное дело N3а-360/2024 о признании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости незаконным, возбужденное ранее настоящего административного дела, в связи с чем основание для продолжения судебного разбирательства в рамках настоящего дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером N категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - размещение торгово-закупочной базы, площадью 19 985 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2018 была установлена в размере 53 669 317, 80 руб. на основании Распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2018 N15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
В результате очередного тура ГКО кадастровая стоимость участка была определена по состоянию на 01.01.2022 в размере 46 573 443, 70 руб. и утверждена Распоряжением Минмособлимущества от 28.11.2022 N 15ВР-2452 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости".
Обе кадастровые оценки (как на 01.01.2018, так и на 01.01.2022) были проведены ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" на основании положений Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу положений части 6 статьи 21 данного Федерального закона правообладатель объекта недвижимости, полагающий, что при кадастровой оценке были допущены ошибки, повлекшие недостоверное определение кадастровой стоимости, вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении таких ошибок в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
ООО "ВАИР", реализуя свое право на исправление ошибок во внесудебном порядке, обратилось в бюджетное учреждение с соответствующими заявлениями:
- в отношении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 - дата обращения 17.10.2023;
-в отношении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2022 -дата обращения 19.10.2023.
Между тем, ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по результатам рассмотрения указанных заявлений приняло одно решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости N от 15 ноября 2023 года, указав на отсутствие ошибок при определении кадастровой стоимости земельного участка, как по состоянию на 01.01.2018, так и по состоянию на 01.01.2022.
В силу положений части 23 статьи 21 Федерального закона N237-ФЗ решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что право на обращение с иском в суд принадлежит административному истцу, именно он определяет предмет и основание иска, и с учетом избранного способа защиты формулирует заявленные требования.
Часть 1 статьи 245 КАС РФ определяет, что административный истец вправе обратиться с административным исковым заявлением об оспаривании решения бюджетного учреждения по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Следует отметить, что нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержат запрета на подачу нескольких исков к одному ответчику, равно как и не обязывают истца соединить все имеющиеся у него требования к одному ответчику в одном административном исковом заявлении.
Процессуальное законодательство не предполагает возможность изменения судом заявленных истцом требований. Недопустимость активной роли суда по вопросу определения исковых требований также следует из принципа состязательности сторон, с учетом которого суд обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность.
Вместе с тем, статья 136 КАС РФ наделяет суд правом объединения административных дел в одно производство, если данное процессуальное действие будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции установлено, что административный истец, реализуя право на обращение с иском в суд, подготовил и подал два самостоятельных административных исковых заявления, при этом первое касалось оспаривания кадастровой стоимости в размере 53 669 317, 80 руб. по состоянию на 01.01.2018 по итогам рассмотрения его заявления N от 17 октября 2023 года.
Предметом второго иска явилось оспаривание кадастровой стоимости в размере 46 573 443, 70 руб. по состоянию на 01.01.2022 по итогам рассмотрения его заявления N от 19 октября 2023 года.
Оба иска были приняты в производство Московского областного суда и возбуждены административные дела N 3а-360/2024 и 3а-406/2024.
Оставляя административный иск по делу 3а-406/2024 без рассмотрения, суд первой инстанции указал, что в производстве Московского областного суда уже имеется дело об оспаривании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года, в связи с чем рассмотрение тождественного иска не может быть продолжено в рамках настоящего дела.
Действительно, из содержания административных исковых заявлений усматривалась имеющаяся общность данных исков: они заявлены к одному ответчику, имеют схожие фактические обстоятельства, и в одном и в другом деле административный истец ссылался на некорректное определение бюджетным учреждением оценочной подгруппы, по заявлениям ООО "ВАИР" бюджетным учреждением принято одно решение.
Однако, вопреки выводам суда, административным истцом оспаривается достоверность результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной в отношении земельного участка с кадастровым номером N, на разные даты, а, следовательно, основания оспаривания решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года также не являются тождественными.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в производстве Московского областного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, и о наличии предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 196 КАС РФ оснований для оставления административного искового заявления ООО "ВАИР" без рассмотрения, является ошибочным.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение об оставлении без рассмотрения административного искового заявления подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права, а административное дело по административному исковому заявлению ООО "ВАИР" о признании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным и об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - направлению в Московский областной суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 315 - 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Московского областного суда от 5 марта 2024 года об оставлении без рассмотрения административного дела N3а-406/2024 по административному исковому заявлению ООО "ВАИР" о признании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным и об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - отменить.
Административное дело N3а-406/2024 по административному исковому заявлению ООО "ВАИР" о признании решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 15 ноября 2023 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным и об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Московский областной суд.
Судья Н.В. Овсянкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.