Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре А.В.
с участием прокурора ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского областного суда от 22 января 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим в части Закона Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административного истца ФИО2 представителя Московской областной Думы ФИО3 представителя Губернатора Московской области ФИО4 представителя Министерства имущественных отношений Московской области ФИО5, представителей АО "Мособлгаз" ФИО6 ФИО7 заключение прокурора ФИО судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Закон Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области" принят постановлением Московской областной Думы от 12 октября 2017 года N 13/32-П, подписан Губернатором Московской области 18 октября 2017 года и размещён на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 202, 26 октября 2017 года (далее Закон Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ).
В соответствии с Законом Московской области от 12 мая 2005 года N 115/2005-ОЗ "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области", Закона Московской области от 23 ноября 2016 года N 136/2016-ОЗ "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2017-2019 годы" оспариваемый Закон Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ, определяет условия приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области.
На основании статьи 3 Закона Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ утверждён состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП "Мособлгаз" согласно приложению 1.
Согласно пункту 70 приложения 1 к Закону Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ в состав имущества, подлежащего приватизации входит Газовая распределительная сеть от ГРС " "данные изъяты"", назначение: нефтяные и газовые сооружения, протяжённость "данные изъяты" пог.м, инв. N, лит. "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", адрес объекта: "данные изъяты"
Согласно пункту 358 приложения 1 к Закону Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ в состав имущества, подлежащего приватизации входит Газораспределительная сеть д. Вешки, п. Вешки, назначение: газоснабжение, протяжённость "данные изъяты" м, инв. N, лит. "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", адрес объекта: "адрес"
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области" в части пунктов 70 и 358 Приложения 1, ссылаясь на то, что указанными пунктами в состав имущества, подлежащего приватизации вошли Газовая распределительная сеть, назначение - нефтяные и газовые сооружения, адрес объекта: "адрес" и Газораспределительная сеть, назначение - газоснабжение, адрес объекта: "адрес" при этом отрезки вышеуказанных газораспределительных сетей проложены через земельный участок, принадлежащий административному истцу с 1997 года на праве собственности, чем нарушено его право как собственника земельного участка.
Решением Московского областного суда от 22 января 2024 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объёме. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что административный истец не вправе оспаривать нормативные правовые акты, действия и решения государственных органов по приватизации ГУП газового хозяйства Московской области "Мособлгаз", поскольку его права и законные интересы не затрагиваются, является ошибочным. Кроме того, судом не учтено, что спорные линейные объекты являются тупиковыми газопроводами, предназначенные лишь для транспортировки и подачи газа его потребителям в посёлке "данные изъяты" и деревне "данные изъяты" городского округа Мытищи Московской области; письма ЖСЭПК " "данные изъяты"" о передаче в областную собственность газопровода низкого давления являются недопустимыми доказательствами нахождения спорных газопроводов на землях общего пользования; межпоселковая сеть газоснабжения филиала ГУП "Мособлгаз" - "Мытищимежрайгаз" в городском округе Мытищи Московской области отсутствует; то обстоятельство, что газопроводы относятся к опасным производственным объектам, не исключает их передачу в собственность муниципального образования, не имеющего соответствующей лицензии.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством имущественных отношений Московской области, Губернатором Московской области, АО "Мособлгаз" представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" приобретён ФИО1 по договору купли-продажи (купчая) земельного участка от 13 марта 1997 года у ФИО8
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано 13 октября 2017 года.
Судом первой инстанции установлено, что в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности Московской области N от 6 декабря 2012 года; свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз" N от 9 июля 2007 года; свидетельства о государственной регистрации права собственности Московской области N от 18 мая 2011 года; свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз" N от 31 января 2014 года, включены объекты газового хозяйства:
- Газовая распределительная сеть от ГРС "Северное Выхино", назначение: нефтяные и газовые сооружения, протяжённость "данные изъяты" пог.м, инв. N, лит. "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", адрес объекта: "адрес" (кадастровый номер N);
- Газораспределительная сеть д. Вешки, п. Вешки, назначение: газоснабжение, протяжённость "данные изъяты", инв. N, лит. "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", адрес объекта: "адрес" (кадастровый номер N
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Закона Московской области от 18 октября 2017 года N 172-2017-03 "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области"; Закона Московской области от 12 мая 2005 года N 115/2005-ОЗ "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области"; Постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 323 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области", исходил из того, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует установленным требованиям действующего законодательства, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка его принятия и опубликования, и в этой связи пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с данным Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
Отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, и связанные с ними отношения по управлению областной собственностью в пределах полномочий, установленных для субъектов Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, регулируются Законом Московской области от 12 мая 2005 года N 115/2005-ОЗ "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области".
Частью 1 статьи 2 Закона Московской области от 12 мая 2005 года N 115/2005-ОЗ "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области" установлено, что законодательство Московской области о приватизации областной собственности состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Московской области.
В соответствии с первым абзацем части 1 статьи 3 Закона Московской области от 12 мая 2005 года N 115/2005-ОЗ "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области" приватизация областной собственности осуществляется на основе прогнозного плана (программы) приватизации областной собственности, утверждаемого на срок от одного года до трёх лет.
Законом Московской области от 23 ноября 2016 года N 136/2016-ОЗ "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2017-2019 годы" утверждён прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2017 - 2019 годы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 323 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области" сети газоснабжения были переданы в собственность Московской области в состав Мытищинского межрайонного треста газового хозяйства. Права и полномочия собственника имущества предприятия осуществляло Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области и иные уполномоченные органы управления Московской области в рамках своей компетенции. Предприятие не было наделено правом собственности на имущество, собственником имущество передавалось в хозяйственное ведение.
На основании Договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 3 июня 1997 года и дополнительных соглашений к нему за ГУП МО "Мособлгаз" было закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе Газовая распределительная сеть от ГРС " "данные изъяты"", назначение: нефтяные и газовые сооружения, протяжённость "данные изъяты" м, инв. N N (кадастровый номер N)" и Газораспределительная сеть д. "данные изъяты" п. "данные изъяты", назначение: газоснабжение, протяжённость "данные изъяты" м, инв. N (кадастровый номер N).
Как установлено судом первой инстанции, Газораспределительные сети Московской области, принадлежащие на праве хозяйственного ведения, являлись основными производственными средствами ГУП МО "Мособлгаз". На момент приватизации ГУП МО "Мособлгаз" вышеуказанные газовые распределительные сети входили в состав единой сети газоснабжения, в том числе межпоселковую филиала ГУП МО "Мособлгаз" "Мытищимежрайгаз", зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого Закона Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области" газопровод высокого давления и газопровод низкого давления находились в собственности Московской области в хозяйственном ведении ГУП Московской области "Мособлгаз", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Московской области N от 6 декабря 2012 года; свидетельством о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП Московской области "Мособлгаз" N от 9 июля 2007 года; свидетельством о государственной регистрации права собственности Московской области N, свидетельством о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП Московской области "Мособлгаз" N от 31 января 2014 года соответственно.
Статьёй 2 Закона Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области" определено, что приватизация в 2017 году имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области осуществляется путем преобразования указанного унитарного предприятия в АО "Мособлгаз".
Статьи 30 и 30.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определяют особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, данные нормы не применимы в рамках приватизации ГУП МО "Мособлгаз", поскольку они применимы в том случае, если объекты приватизации не используются при осуществлении унитарным предприятием основного вида деятельности. На момент приватизации основным видом деятельности ГУП МО "Мособлгаз" являлось распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям; объектами приватизации для осуществления основного вида деятельности - поставка газа населению, оказание услуг по транспортировке газа юридическим лицам. Кроме того, исключения, перечисленные в пункте 1 статьи 30 и статье 30.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", на дату приватизации ГУП МО "Мособлгаз" не распространялись на сети газораспределения.
Данные объекты не могут быть отнесены к объектам транспорта и энергетики, предназначенным для обслуживания жителей соответствующего поселения (объекты коммунально-бытового назначения), поскольку спорные объекты являются единой газораспределительной системой, представляющей собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на территории Московской области (статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Из писем ЖСПЭК " "данные изъяты"" следует, что ЖСПЭК " "данные изъяты"" обратилось к администрации Московской области и ГУП МО "Мособлгаз" с просьбой о принятии газопровода низкого давления протяженностью "данные изъяты" п.м. в государственную областную собственность и постановку на баланс Мытищинского межрайонного треста газового хозяйства, газопровод предназначен для газоснабжения жилых домов и находится на землях общего пользования в соответствии с Инструкцией по применению закона "О плате за землю" от 17 апреля 1995 года N 29, раздел 2, пункт 21.
Таким образом, вышеуказанные положения Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не регулируют вопросы приватизации спорных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса предприятия; они не могут рассматриваться как устанавливающие запрет на приватизацию имущественного комплекса специализированного унитарного предприятия.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что ГУП МО "Мособлгаз" относился к специализированным унитарным предприятиям, созданным в соответствии с Постановлением Первого Вице-Главы администрации Московской области от 31 июля 1996 года N 349-ПВГ "Об изменении структуры управления газовым хозяйством Московской области и реорганизации производственного объединения "Мособлгаз" с входящими в его состав предприятиями газового хозяйства" и являлось правопреемником Московского областного производственного объединения "Мособлгаз". Оно было создано в целях организации, проведения и обеспечения работ и мероприятий, предоставления услуг, направленных на обеспечение потребителей Московской области газом, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основным видом деятельности АО "Мособлгаз" является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям.
Вопреки позиции административного истца, его доводы о том, что строительство внутрипоселкового газопровода началось с 1999 года, окончено в 2000 году, были предметом рассмотрения гражданского дела N в Мытищинском городском суде Московской области по исковому заявлению АО "Мособлгаз" к ФИО9, ФИО1 об освобождении охранной зоны подземного газопровода. Решением Мытищинского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 года, вступившим в законную силу, исковые требования АО "Мособлгаз" удовлетворены, суд обязал ФИО9 ФИО1 освободить охранную зону подземного газопровода, в том числе на земельном участке с кадастровым номером N.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано за ФИО1 13 октября 2017 года, при этом границы земельного участка на момент принятия оспариваемого закона не определены, что подтверждается заключением судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы N от 13 марта 2023 года, проведённой в рамках рассмотрения Мытищинским городским судом Московской области гражданского дела N, из которого следует, что граница земельного участка с кадастровым номером N не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем не представляется возможным определить соответствие фактических границ земельного участка, границам установленным в ЕГРП, ГКН.
Как установлено судом первой инстанции, строительство газопроводов высокого, низкого давления и ГРП (застройщик ЖСПК " "данные изъяты""), входящих в состав газовой распределительной сети от ГРС "Северное Выхино" (кадастровый номер N) велось с 1993 года по 1997 год, до приобретения административным истцом земельного участка с кадастровым номером N газопровод предназначен для газоснабжения жилых домов и находится на землях общего пользования.
Позиция административного истца о том, что оспариваемый в части Закон Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-ОЗ "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области" противоречит положениям статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в редакции до 2007 года и положениям статей 261, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонена судом как несостоятельная, поскольку указанные нормы не регулируют правоотношения в области приватизации государственного имущества, соответственно не применимы в настоящем споре.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
С учётом изложенного, принятое по делу решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 22 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.