Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре А.В.
с участием прокурора ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 1 апреля 2024 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административного истца ФИО2, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО3, заключение прокурора ФИО судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП утверждён, согласно приложению 2, Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 и размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2024 года.
Согласно пунктам N, N Перечня на 2024 год нежилое здание площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; нежилое здание площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
ФИО1 являясь собственником указанных нежилых зданий, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с 1 января 2024 года пунктов N, N Перечня на 2024.
В обоснование требований административный истец указал, что нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых зданий в Перечень объектов недвижимого имущества противоречит действующему законодательству, нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 1 апреля 2024 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признаны недействующими с 1 января 2024 года пункты N, N Перечня на 2024 год. Взысканы с Правительства Москвы в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд пришёл к неверному выводу о несоответствии зданий с кадастровыми номерами N, N признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64. Здания правомерно включены в оспариваемый Перечень исходя из вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N предусматривающего размещение на нём офисных зданий делового и коммерческого назначения. Кроме того, административный ответчик полагает, что положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П не применимы; в материалах дела отсутствуют доказательства обращения административного истца в соответствующий орган с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка, не предполагающий размещение на нём офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
По основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здания включены в Перечень на 2024 год исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором они расположены.
Из ответа публично-правовой компании "Роскадастр" следует, что установлена связь здания с кадастровым номером N:
с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим вид разрешённого использования 6.6. "Строительная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции";
с земельным участком с кадастровым номером N имеющим вид разрешённого использования 6.9. "Склады. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9); 4.1 "Деловое управление. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (1.2.7);
с земельным участком с кадастровым номером N имеющим вид разрешённого использования 6.9. "Склады. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9); 6.3 "Легкая промышленность. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9).
В отношении здания с кадастровым номером N установлена связь со следующими земельными участками:
с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим вид разрешённого использования 6.9. "Склады. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9); 4.1 "Деловое управление. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (1.2.7);
с земельным участком с кадастровым номером N, имеющим вид разрешённого использования 6.9 "Склады. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9).
Административный истец со 2 февраля 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N вид разрешённого использования которого установлен 18 июля 2016 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая множественность видов разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N, приняв во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, пришёл к выводу о несоответствии оспариваемых пунктов Перечня федеральному законодательству, указав, что признать спорные здания объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, вид разрешённого использования земельных участков, на которых они расположены, не позволяет.
В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3, подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признаётся административно-деловым и (или) торговым центром, чётко указал, что вид разрешённого использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нём офисных зданий различного, в том числе, административного назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.
Вопреки доводам административного ответчика, виды разрешённого использования земельного участка с кадастровым N в границах которого находятся спорные здания, послужившие основанием для включения зданий в Перечни, являются смешанными и однозначно не предусматривают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что исключает возможность отнесения зданий под признаки, предусмотренные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы N 64.
Решением Московского городского суда от 24 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2023 года, административные исковые требования ФИО1 в отношении нежилых зданий на спорный налоговый период 2023 год удовлетворены, с указанием вывода об исключении возможности отнесения зданий под признаки, предусмотренные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы N 64 по виду разрешённого использования земельных участков.
С учётом анализа указанных норм законодательства, суд пришёл к обоснованному выводу, что нежилые здания не могли быть включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимости только по виду разрешённого использования земельных участков без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В отношении зданий с кадастровыми номерами N, N, проведены мероприятия по определению вида их фактического использования в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно актам Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N от 10 февраля 2023 года, N от 10 февраля 2023 года здание с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, здание с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м. фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судом первой инстанции обоснованно приняты акты обследования в качестве доказательств определения вида фактического использования нежилых зданий, поскольку они соответствуют Порядку мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП и не подтверждают правомерность включения нежилых зданий в Перечень объектов недвижимого имущества по виду их фактического использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, не представлено; не содержится их и в материалах административного дела.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что нежилые здания не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, их включение в Перечень на 2024 год нельзя признать правильным, оправданным в конституционно-правовом отношении, так как это возлагает повышенную налоговую нагрузку на общество как налогоплательщика без экономических на то оснований, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что спорные здания, включённые в пункты Перечня на 2024 год, не отвечают признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждено, что нежилые здания в юридически значимые периоды не использовались в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем их включение в Перечень на 2024 год является не обоснованным.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегии
определила:
решение Московского городского суда от 1 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.