Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В. и Кустова А.В, при секретаре Мельниченко Е.Р, с участием прокурора Драева Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-21/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скоково" о признании недействующим приказа Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 28 июня 2023 года N 47-тко "Об установлении предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Скоково" (Даниловский муниципальный район) на 2023 - 2027 годы" в части утвержденного производственной программой объема реализации услуг по обработке твердых коммунальных отходов в объеме 9, 530 тыс.тонн на каждый год регулирования (приложение 3), предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов (приложение 1), долгосрочных параметров регулирования предельных тарифов (приложение 2)
по апелляционной жалобе административного истца на решение Ярославского областного суда от 22 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Кустова А.В, пояснения участвовавшего в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи представителя Министерства тарифного регулирования Ярославской области Адмухамедова А.Ю, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 28 июня 2023 года N 47-тко "Об установлении предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Скоково" (Даниловский муниципальный район) на 2023-2027 года" (далее - приказ от 28 июня 2023 года N 47-тко) установлены предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Скоково" (далее - ООО "Скоково", Общество) на 2023-2027 годы (с разбивкой на календарные периоды) согласно приложению 1.
Тем же приказом установлены долгосрочные параметры регулирования предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов на 2023-2027 годы (с разбивкой на календарные периоды) согласно приложению 2.
На срок действия тарифов утверждена производственная программа ООО "Скоково", осуществляющего обработку твердых коммунальных отходов, на 2023-2027 годы согласно приложению 3.
Приказ от 28 июня 2023 года N 47-тко с приложениями опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29 июня 2023 года.
ООО "Скоково" 27 октября 2023 года обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа от 28 июня 2023 года N 47-тко в части установления предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов на 2023 - 2027 годы (приложение 1), установления показателей энергосбережения и энергетической эффективности как долгосрочных параметров регулирования предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов на 2023 - 2027 годы (таблица 2 приложения 2) и утверждения на срок действия тарифов производственной программы в части объема реализации услуг - 9, 530 тыс. тонн на каждый год регулирования (приложение 3).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, поскольку при определении расчетного объема ТКО для целей установления тарифа, долгосрочных параметров регулирования тарифа в рамках утвержденной производственной программы органом тарифного регулирования приняты данные территориальной схемы обращения с отходами Ярославской области, тогда как тарифный орган располагал данными о фактическом объеме твердых коммунальных отходов, принятых в 2022 году на полигоне ООО "Экологический оператор "Макраб", на котором осуществляет обработку отходов ООО "Скоково".
Административный истец просил признать недействующим приказ Департамента от 28 июня 2023 года N 47-тко в оспариваемой части, изменить утвержденную производственную программу, установив объем реализации услуг в размере 6, 880 тыс. тонн, изменить предельные тарифы, долгосрочные параметры регулирования, удельный расход электроэнергии и топлива исходя из объема реализации услуг в размере 6, 880 тыс. тонн.
Решением Ярославского областного суда от 22 февраля 2024 года в удовлетворении административного иска ООО "Скоково" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Скоково" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В апелляционной жалобе административный истец приводит доводы, указанные в исковом заявлении, полагает, что судом первой инстанции им не дана надлежащая оценка, суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, установленные судом факты не подтверждены доказательствами, неправильно применен материальный закон, нарушены нормы процессуального права.
Апеллянт указывает на отсутствие требования законодательства учитывать и использовать в целях тарифного регулирования данные об объеме услуг, полученные исключительно в результате деятельности регулируемой организации, поскольку буквальное толкование положений пунктов 8, 14, 15, 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года N 484, пункт 14 Методических указаний указывают на возможность использования сведения бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации только при определении фактических значений расходов регулируемой организации.
Поскольку организацией оспариваются плановые показатели, установленные на долгосрочный период регулирования, орган регулирования должен был использовать данные о фактическом объеме переработки коммунальных отходов предыдущего экологического оператора - ООО "Экологический оператор "Макраб", на полигоне которого организована станция обработки ТКО ООО "Скоково".
На апелляционную жалобу Министерством тарифного регулирования Ярославской области представлены возражения.
Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении административного дела допущено не было, при этом исходит из следующего.
Обработка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов относятся к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которых устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее Основы ценообразования, Правила регулирования), а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Предельные тарифы, инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом - Департаментом регулирования тарифов Ярославской области в установленной форме (пункты 1.1, 1.2, 2.4, 3.1.1.1, 3.1.4, 4.1 Положения о Департаменте регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 29 марта 2022 года N 222-п, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), официально опубликован в порядке, предусмотренном статьями 11 и 12 Закона Ярославской области от 3 ноября 2020 года N 40-з "О правовых актах Ярославской области".
ООО "Скоково" осуществляет деятельность по обработке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданной 5 апреля 2023 года Верхне-волжским межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере землепользования, на полигоне "Тюхменево" в Даниловском муниципальном округе Ярославской области.
Из материалов тарифного дела следует, что 16 мая 2023 года ООО "Скоково" впервые обратилось в орган регулирования тарифов Ярославской области, представив расчетные материалы и документы для установления тарифов методом индексации на 2023-2027 годы.
К тарифной заявке в соответствии с пунктом 14 Методических указаний по форме приложения 3 приобщен расчет массы отходов, принятых полигоном в 2020, 2021 годах предыдущей организацией, эксплуатирующей полигон - ООО "Экологический оператор "Макраб", - 6, 736 тыс. тонн в год и предложено такой же объем определить на 2023 год.
В представленной на утверждение в тарифный орган производственной программе ООО "Скоково" предложен плановый объем реализации услуг по обработке ТКО в размере 6, 746 тыс. тонн ежегодно на 2023-2027 годы, соответствующий фактическому объему за 2021 год - 6, 747 тыс. тонн.
Приказом 28 июня 2023 года N 47-тко Департамент по результатам рассмотрения на заседании правления утвердил производственную программу ООО "Скоково" с планируемым объемом реализации услуг в 9, 530 тыс. тонн на 2023 год и последующие периоды регулирования.
Согласно протоколу заседания правления и экспертному заключению органа регулирования масса ТКО для расчета принята в соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с отходами в размере 9, 530 тыс. тонн, поскольку тариф для организации устанавливается впервые. Орган регулирования учел, что предложение организации составляло 22 % от мощности мусоросортировочной станции, которая рассчитана на ежегодную переработку 30 тыс. тонн ТКО.
При учтенном базовом уровне операционных расходов, НВВ на первый год регулирования составила 17 601, 788 руб, на второе полугодие 2023 года и первое полугодие 2024 года Департаментом установлен тариф в размере 1846, 99 руб./т.
Оспаривая тарифное решение, административный истец, ссылаясь на положения пункта 18 Основ ценообразования полагал, что орган регулирования обязан был учесть фактический объем обработки ТКО, принятых для размещения на полигон "Тюхменево" региональным оператором ООО "Хартия" в 2022 году, который согласно информации, представленной ООО "Экологический оператор "Макраб" от 31 мая 2023 года составил 6, 879 тыс. тонн.
Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод административного истца, пришел к выводу, что метод определения объема ТКО по фактическим данным предыдущего периода мог быть применен, только если фактические показатели были получены самой регулируемой организацией.
Поскольку ООО "Скоково" ранее не осуществляла регулируемую деятельность и не является правопреемником ООО "Экологический оператор "Макраб", органом регулирования использован объем ТКО, предусмотренный территориальной схемой обращения с отходами.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда первой инстанции правильным.
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.
Тарифы ООО "Скоково" на 2023 год и последующие периоды устанавливались впервые, деятельность по обработке ТКО указанная организация начала осуществлять в том же году на основании лицензии, выданной 5 апреля 2023 года, соответственно к тарифной заявке Общество не представило регулирующему органу предусмотренную пунктом 18 Основ ценообразования информацию о фактических объемах поступления ТКО за последний отчетный год, а также о динамике образования отходов за последние 3 года по формам приложений 2, 3 к Методическим указаниям об объеме и массе ТКО.
Представленная административным истцом информация об объемах обработки ТКО в отношении ООО "Экологический оператор "Макраб", вопреки доводу апеллянта, обоснованно не была отнесена органом регулирования к документам, подтверждающим фактический объем оказания услуг регулируемой организацией.
Приказом Департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области от 26 мая 2022 года N 7-н утверждена территориальная схема обращения с отходами Ярославской области, которой для объекта сортировки при полигоне ТБО ООО "Экологический оператор "Макраб" (местоположение полигона, указанное по координатам находится в Даниловском муниципальном районе) на 2023 год установлен объем ТБО - 9, 53 тыс. тонн.
Органом регулирования в целях установления тарифа принят данный показатель на основании пунктов 7 и 18 Основ ценообразования с разбивкой по полугодиям (по 4765 тонн).
Таким образом, органом тарифного регулирования обоснованно принята масса ТКО в размере 9, 53 тыс. тонн по данным территориальной схемы. Исходя из данного объема оспариваемым приказом ООО "Скоково" утверждена производственная программа, установлены долгосрочные параметры регулирования и предельные тарифы на обработку ТКО.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в производственную программу могут быть внесены изменения при корректировке тарифов на следующий период регулирования.
Выпадающие расходы организации в случае их подтверждения могут быть учтены тарифным органом в последующем в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования, согласно которому, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом, с соблюдением порядка и процедуры его принятия и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу введенного им правового регулирования.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского областного суда от 22 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Скоково" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.