Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.
судей Аняновой О.П, Борисовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Герцовской Елены Алексеевны к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативного правого акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Раптановой М.А, заключение прокурора Костюка А.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герцовская Е.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, общей площадью 15 362, 5 кв.м, по адресу: "адрес"
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексу Перечень на 2023 год).
В пункт N 60369 Перечня на 2023 год включено указанное нежилое помещение.
Обращаясь в суд с административным иском о признании недействующим указанного пункта Перечня на 2023 года, Герцовская Е.А. указала, что на момент включения нежилого помещения в Перечень на 2023 год оно не обладало признаками, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, поскольку фактически используется с даты его приобретения (2014 год) под размещение нотариальной конторы, что исключает его использование для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Включение данного объекта недвижимого имущества в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налоговых платежей в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 года административное исковое заявление Герцовской Е.А. удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт N 60369 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2024 года решение Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 марта 2024 года, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что судами не полно изучены представленные департаментом документы, вследствие чего вынесены необоснованные судебные акты. По мнению автора кассационной жалобы, имелись основания для включения спорного нежилого помещения на период 2023 года в оспариваемый Перечень, так как оно обладает признаками объекта налогообложения, определенными в статье 378.2 НК РФ.
Определением судьи от 5 апреля 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем административного истца представлены письменные выражая несогласие об их необоснованности и законности судебных актов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно частям 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, рассматривая дело в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, для отмены состоявшихся судебных актов судов первой и апелляционной инстанции в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра.
Административно-деловым центром, в силу пункта 3 названной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ включению в перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судами установлено и из материалов дела установлено, что Герцовская Е.А. на основании договора купли-продажи от 18 февраля 2014 года приобрела в собственность нежилое помещение N 14, с кадастровым номером N, общей площадью 63, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", находящееся на первом этаже многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями с кадастровым номером N, общей площадью 15 362, 5 кв.м, по адресу: "адрес"
В спорном нежилом помещении на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 29 июля 2014 года N 2147 проведена перепланировка и переустройство, в результате чего общая площадь объекта недвижимости составила 60 кв.м, что отражено в акте комиссии по использованию жилищного фонда при администрации муниципального образования город-курорт Геленджик N 263 от 30 сентября 2014 года, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 октября 2014 года.
Многоквартирный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Из технического паспорта на нежилое помещение N 14, находящегося по адресу: г. Геленджик, ул. Халтурина, 11, подготовленного Геленджикским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю по состоянию от 25 апреля 2014 года, следует, что объект недвижимости общей площадью 60 кв.м, расположен на первом этаже многоквартирного жилого дома.
Согласно экспликации к поэтажному плану в нежилом помещении отсутствуют помещения, перечисленные в статье 378.2 НК РФ. Так, графа экспликаций к поэтажному плану "Назначение частей помещений" не содержит указание на их предназначение и использование по какой-либо группе делового, административного и коммерческого назначения, а приведенное в экспликации назначение "кабинет", "кабинет-приемная", "коридор", "кладовая", "сан.узел" к таковым не относится
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка в целях применения статьи 378.2 НК РФ имеет значение для правовой оценки такого вида недвижимого имущества как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) и не применяется в отношении нежилых помещений, не входящих в состав административно-деловых или торговых центров.
Между тем указал, что поскольку спорное нежилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, то, в рассматриваемом случае следует исходить из предназначения и (или) фактического использования нежилого помещения как отдельного объекта недвижимости.
Судом установлено, что по сведениям, предоставленным ППК "Роскадастр" (ответ за N 27-22916-СС/23 от 24 октября 2023 года, N 27-00337-СС/24 от 12 января 2024 года), нежилое помещение с кадастровым номером N впервые поставлено на кадастровый учет 28 января 2014 года с назначением "нежилое", с наименованием "-", площадью 63, 8 кв.м.
Таким образом, отсутствие указания в Едином государственном реестре недвижимости сведений о наименовании нежилого помещения не позволяет отнести его к категории объектов, используемых в целях делового, административного и коммерческого назначения, поскольку не свидетельствует о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что размещение в спорном нежилом помещении нотариальной конторы не свидетельствует об использовании спорного объекта недвижимости в качестве офисного.
Деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, в связи с чем, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусов нельзя приравнивать к лицам, оказывающим услуги на коммерческой основе. Статьей 6 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 предусмотрен запрет нотариусу на занятие какой-либо иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.
Таким образом, спорное помещение не могло использоваться нотариусом в коммерческих целях.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, подтвержденными доказательствами, правильно оцененными судами по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, возлагающего на административного ответчика обязанность по доказыванию законности оспариваемого нормативного правового акта, департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого помещения с кадастровым номером N установленным Налоговым кодексом Российской Федерации критериям и необходимым для включения его в Перечень за 2023 год не представлено.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что наименование помещений "кабинет" не подпадает под критерии, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, как относящиеся к офисам, поскольку термин "кабинет" равным по значению "офис" не является.
В данном случае доказательств, свидетельствующих об использовании более 20% от общей площади помещения в целях размещения в нем объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов, материалы дела не содержат, в связи с чем оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень не имелось.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующим оспариваемый пункт Перечня на 2023 год.
Исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 июня 2024 года.
Председательствующий
Раптанова М.А.
Судьи Анянова О.П.
Борисова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.