Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Усенко Н.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мусаева Т.А. и Алиевой С.Г, поданную от их имени представителем Егоровым А.А, поступившую в суд первой инстанции 26 марта 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Алиевой С.Г. и Мусаева Т.А. к администрации города Симферополя Республики Крым, муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, главе администрации города Симферополя Республики Крым об оспаривании постановлений (решений), заинтересованное лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Мусаева Т.А. и Алиевой С.Г. по доверенности Егорова А.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алиева С.Г. и Мусаев Т.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Симферополя Республики Крым, муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, главе администрации города Симферополя Республики Крым об оспаривании постановлений (решений), заинтересованное лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Судом восстановлен срок на подачу административного искового заявления.
Судом признан незаконными отказ администрации города Симферополя, оформленный письмом от 03 февраля 2023 года N 17658/40/05-06, и постановление администрации города Симферополя от 1 ноября 2022 года N 5774 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с землями муниципальной собственности и в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
Суд обязал МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявления Алиевой С.Г. зарегистрированное 26 сентября 2022 года N 15092/40/05-06 и зарегистрированное 8 ноября 2022 года N 17656/40/05-06, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Административное исковое заявление Мусаева Т.А. к администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, главе администрации города Симферополя Республики Крым, о признании незаконным отказа, признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия - удовлетворено частично.
Судом восстановлен срок на подачу административного искового заявления.
Судом признан незаконными отказ администрации города Симферополя, оформленный письмом от 03 февраля 2023 года N 17657/40/05-06, и постановление администрации города Симферополя от 1 ноября 2022 года N 5773 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с землями муниципальной собственности и в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
Суд обязал МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявления Мусаева Т.А. зарегистрированное 26 сентября 2022 года N 15091/40/05-06 и зарегистрированное 8 ноября 2022 года N 17657/40/05-06, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 года отменено решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2023 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Мусаева Т.А. и Алиевой С.Г. по доверенности Егоров А.А. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимал участие представитель Мусаева Т.А. и Алиевой С.Г. по доверенности Егоров А.А, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Алиева С.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
5 сентября 2022 года Алиева С.Г. обратилась в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Постановлением администрации города Симферополя от 1 ноября 2022 года N 5774 Алиевой С.Г. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка поскольку из территории, за счет которой осуществляется перераспределение и прилегающих земель муниципальной собственности возможно образовать самостоятельный земельный участок, соответствующий минимальным размерам, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Алиевой С.Г. было повторно подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с внесенными корректировками.
МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя от 3 февраля 20223 года направил ответ N 17658/40/05-06, в котором указал на то, что постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 31 мая 2022 года N 2282 и от 1 ноября 2022 года N 5774 отказано в предоставлении муниципальной услуги, и причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги не устранены, раннее принятые постановления являются действующими и не отменены, в связи с чем принять постановление по тем же основаниям не представляется возможным.
Мусаев Т.А. является собственником земельного участка общей площадью 600 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес"
5 сентября 2022 года Мусаев Т.Г. обратился в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 1 ноября 2022 года N 5773 Мусаеву Т.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, поскольку из территории, за счет которой осуществляется перераспределение и прилегающих земель муниципальной собственности возможно образовать самостоятельный земельный участок, соответствующий минимальным размерам, установленным Правилами землепользования муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Мусаевым Т.А. было повторно подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с внесенными корректировками.
МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым от 3 февраля 2023 года направил ответ, в котором указал, что постановлениями администрации города Симферополя Республики Крым от 31 мая 2022 года N 2281 и от 1 ноября 2022 года N 5773 отказано в предоставлении муниципальной услуги, и причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги не устранены, в связи с чем принять постановление по тем же основаниям не представляется возможным.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности оспариваемых постановления и писем административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о законности и обоснованности отказов административного ответчика, поскольку из испрашиваемых земель муниципальной соственнсти возможно образование самостоятельного земельного участка, в связи с чем в решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда нижестоящей инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 10 июня 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.