Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Усенко Н.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда и комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, поступившие в суд первой инстанции 28 марта 2024 года и 1 апреля 2024 года, на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 3 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Бардакова Д.А. к комитету управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бардаков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 3 октября 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Судом признано незаконным и отменены:
решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме N 21-23/8552 от 10 мая 2023 года;
решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме N 21-23/8559 от 10 мая 2023 года;
решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме N 21-23/8543 от 10 мая 2023 года;
решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме N 21-23/8557 от 10 мая 2023 года.
Суд обязал комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области повторно рассмотреть заявления Бардакова Д.А. N 270124154 от 27 апреля 2023 года, N 2703754788 от 28 апреля 2023 года, N 2701241542 от 27 апреля 2023 года, N 2703763289 от 28 апреля 2023 года о предварительном согласовании предоставления в собственность в целях индивидуального жилищного строительства земельных участков.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 января 2023 года оставлено без изменения решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 3 октября 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Шахов Ю.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Волгограда Цыцулина М.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Согласно материалам дела, Бардаков Д.А. 27 апреля 2023 года (вх. N 2701194990) обратился в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка N 16 в квартале 06_03_147 в собственность за плату ориентировочной площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
Решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 мая 2023 года N 21-23/8552 Бардакову Д.А. в удовлетворении заявления отказано, поскольку согласно градостроительному заключению АГ 06-23-150 департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, указанный в заявлении участок расположен в зоне планируемой жилой застройки (Ж5) в границах застройки квартала 06_03_147, на который имеется утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12 января 2021 года N 1030 проект планировки и межевания территории западнее квартала 06_05_005 в Советском районе. При наличии проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельного участка в границах такой территории осуществляется в соответствии с проектом межевания. Согласно проекту межевания, испрашиваемый участок находится на территории образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (номер 16 по чертежу Проекта межевания) площадью 1030, 21 кв.м, планируемого для индивидуального жилищного строительства. Градостроительным регламентом зоны планируемой жилой застройки (Ж5) Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года N 5/115, предусмотрена максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 1000 кв.м. Таким образом, образование земельного участка площадью 1030, 21 кв.м не соответствует Правилам землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5, в связи с чем, право на приобретение испрашиваемого участка площадью 1030, 21 кв.м, превышающей площадь предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5, отсутствует.
28 апреля 2023 года Бардаков Д.А. обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением (вх. N 2703754788) о предварительном согласовании предоставления земельного участка N 87 в квартале 06_03_151 в собственность за плату ориентировочной площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 мая 2023 года N 21-23/8559 Бардакову Д.А. в удовлетворении заявления отказано, поскольку согласно градостроительному заключению АГ 06-23-150 департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, указанный в заявлении участок расположен в зоне планируемой жилой застройки (Ж5) в границах застройки квартала 06_03_151, на который имеется утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12 января 2021 года N 1030 проект планировки и межевания территории западнее квартала 06_05_005 в Советском районе. При наличии проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельного участка в границах такой территории осуществляется в соответствии с проектом межевания. Согласно проекту межевания испрашиваемый участок находится на территории образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (номер 87 по чертежу Проекта межевания) площадью 1133, 39 кв.м, планируемого для индивидуального жилищного строительства. Градостроительным регламентом зоны планируемой жилой застройки (Ж5) Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года N 5/115, предусмотрена максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 1000 кв.м. Таким образом, образование земельного участка площадью 1133, 39 кв.м не соответствует Правилам землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5, в связи с чем, право на приобретение испрашиваемого участка площадью 1133, 39 кв.м, превышающей площадь предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5, отсутствует.
27 апреля 2023 года Бардаков Д.А. обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением (вх. N 2701241542) о предварительном согласовании предоставления земельного участка N 31 в квартале 06_03_148 в собственность за плату ориентировочной площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 мая 2023 года N 21-23/8543 Бардакову Д.А. в удовлетворении заявления отказано, поскольку согласно градостроительному заключению АГ 06-23-150 департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, указанный в заявлении участок расположен в зоне планируемой жилой застройки (Ж5) в границах застройки квартала 06_03_148, на который имеется утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12 января 2021 года N 1030 проект планировки и межевания территории западнее квартала 06_05_005 в Советском районе. При наличии проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельного участка в границах такой территории осуществляется в соответствии с проектом межевания. Согласно проекту межевания, испрашиваемый участок находится на территории образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (номер 31 по чертежу Проекта межевания) площадью 1008, 03 кв.м, планируемого для индивидуального жилищного строительства. Градостроительным регламентом зоны планируемой жилой застройки (Ж5) Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 N 5/115, предусмотрена максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 1000 кв.м. Таким образом, образование земельного участка площадью 1008, 03 кв.м не соответствует Правилам землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5, в связи с чем, право на приобретение испрашиваемого участка площадью 1008, 03 кв.м, превышающей площадь предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5 отсутствует.
28 апреля 2023 года Бардаков Д.А. обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением (вх. N 2703763289) о предварительном согласовании предоставления земельного участка N 88 в квартале 06_03_151 в собственность за плату ориентировочной площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 мая 2023 года N 21-23/8557 Бардакову Д.А. в удовлетворении заявления отказано, поскольку согласно градостроительному заключению АГ 06-23-150 департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, указанный в заявлении участок расположен в зоне планируемой жилой застройки (Ж5) в границах застройки квартала 06_03_151, на который имеется утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12 января 2021 N 1030 проект планировки и межевания территории западнее квартала 06_05_005 в Советском районе. При наличии проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельного участка в границах такой территории осуществляется в соответствии с проектом межевания. Согласно проекту межевания испрашиваемый участок находится на территории образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (номер 88 по чертежу Проекта межевания) площадью 1017, 22 кв.м, планируемого для индивидуального жилищного строительства. Градостроительным регламентом зоны планируемой жилой застройки (Ж5) Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года N 5/115, предусмотрена максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 1000 кв.м. Таким образом, образование земельного участка площадью 1017, 22 кв.м не соответствует Правилам землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5, в связи с чем, право на приобретение испрашиваемого участка площадью 1017, 22 кв.м, превышающей площадь предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5 отсутствует.
Также в указанных решениях имеется ссылка на подпункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ как правовое основание к отказу, а именно - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что исходя из положений статей 39.3 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, любой гражданин Российской Федерации обладает правом на подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и правом на приобретение земельного участка без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.
Исходя из изложенного выводы административного ответчика о том, что Бардаков Д.А. не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов, основан на неправильном применении законодательства.
Так же судами нижестоящих инстанций было указано, что согласно градостроительному заключению АГ 06-23-150, испрашиваемые Бардаковым Д.А. земельные участки расположены в территориальной зоне Ж5, по проекту планировки территории предназначены под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно пункту 6 статьи 27 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 1000 кв.м.
Исходя из изложенного испрашиваемые Бардаковым Д.А. к предоставлению земельные участки площадью 1000 кв.м. соответствуют предельным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.
Таким образом суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о незаконности решения органа местного самоуправления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационных жалоб были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационных жалоб, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 3 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 июня 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.