Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Усенко Н.В, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дунаевой П.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2023г. по административному делу по административному иску Дунаевой ФИО10 к государственному регистратуру Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру республики Крым Герасименко О. И, Государственному комитету по государственной регистрации кадастру республики Крым о признании решение незаконным и понуждении к совершению определённых действий
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
5 августа 2023г. Дунаева П. Н. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации кадастра республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте государственной регистрации права собственности на жилой дом, возведенный на принадлежащим ей земельном участке. Государственным регистратором принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий по тем основаниям, что заявленный объект недвижимости не соответствует определённым параметрам, имеет признаки номерного фонда.
Считая свои права и интересы нарушенными Дунаева П.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения государственного регистратора, изложенного в Уведомлении от 15 ноября 2022г. N, а также возложить на должностных лиц Ялтинского городского управления государственного комитета по государственной регистрации кадастра Республики Крым осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на жилой дом, расположенный по указанному адресу.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 августа 2023г. административный иск Дунаевой П.Е. удовлетворён частично, решение государственного регистратора государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Герасименко О.И. от 15 ноября 2022г. N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, признано незаконным. На государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015г. N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Дунаевой П.Е. от 5 августа 2022г. об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении здания, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", западная часть. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2023г. решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 августа 2023г. отменено в части удовлетворении исковых требований, в отмененный части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного иска Дунаевой П.Е. о признании незаконным решение государственного регистратора государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Герасименко О.И. от 15 ноября 2022г. N об отказе в осуществлении государственного кадастра учёта и государственной регистрации, возложении обязанностей совершить определённые действия. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дунаева П.Е. в лице представителя ФИО8 ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2023г. В обоснование кассационной жалобы указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 4 апреля 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 17 апреля 2024г. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта.
Из материалов дела следует, что Дунаевой П.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью "данные изъяты", кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", западная часть, на основании договора купли-продажи земельного участка от 1 октября 2020г, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. На указанном земельном участке Дунаева П.Е. возвела жилое здание, площадью "данные изъяты", этажностью три этажа.
5 августа 2022г. Дунаева П.Е. обратилась в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте государственной регистрации права собственности на жилой дом. Уведомлением государственного регистратора государственного комитета по государственной регистрации кадастра Республики Крым от 14 августа 2022г. осуществление действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации прав приостановлено, в связи с тем, что возведённое здание имеет признаки номерного фонда, а также не соответствуют определённым параметрам объектов недвижимости, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Уведомлением государственного регистратора от 15 ноября 2022г. N заявителю отказано в осуществлении государственного кадастра учёта и государственной регистрации прав на жилой дом. В качестве фактического основания отказа указано, что возведённое здание, исходя из графической части технического плана, имеет признаки номерного фонда в связи с наличием отдельных входов; здание не соответствует виду разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, не соответствует определённым параметрам объектов недвижимости.
Разрешая спор и признавая оспариваемое уведомление государственного регистратора незаконным, суд первой инстанции принял во внимание заключение эксперта ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России от 29 мая 2023 года в соответствии с которым, эксперт на основании визуального обследования конструкций, а также анализа соответствия обследованного здание строительным нормам, пришел к выводу о том, что спорное здание соответствует требованиям строительных, градостроительных, санитарно - эпидемиологических, противопожарных норм и правил, предъявляемых к объектам индивидуального жилищного строительства, и не создают угрозу жизни и здоровью граждан; а также соответствует определённым параметрам разрешенного строительства.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возведенный на земельном участке административного истца объект капитального строительства отвечает критериям жилого дома, установленным статьей 16 Жилищного кодекса РФ.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, сведения из открытых источников о сдаче апартаментов в объекте недвижимости на земельном участке административного истца, исходил из того, что возведенный Дунаевой П.Е. объект капитального строительства имеет признаки номерного фонда и не отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному жилому дому. В этой связи суд второй инстанции пришел к выводу о том, что государственный регистратор по результатам правовой экспертизы представленных Дунаевой П.Е. документов, правомерно отказал в государственной регистрации права на спорный объект капитального строительства.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 7 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В силу части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 1 марта 2026 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В пункте 2 данной статьи указано, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Из дела видно, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:25:070501:149 на котором расположен заявленный спорный объект недвижимости установлен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что под видом разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства подразумевается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в этом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг (часть 3 статьи 17 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что 2 июня 2021г. собственнику земельного участка с кадастровым номером 90:25:070501:149 выдавалось уведомление о соответствие допустимых параметров при строительстве жилого дома. По завершении строительства, застройщик не направил в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства с приложением технического плана. Сведений о выдаче собственнику земельного участка уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства в администрации города Ялты не имеется.
Из представленного на регистрацию Дунаевой П.Е. технического плана объекта капитального строительства следует, что здание, расположенное по адресу "адрес", западная часть, имеет отдельные выходы/входы на этажи. Первый и второй этажи здания имеют обособленное помещение - по два на каждом этаже, каждый из которых имеет отдельный вход/выход на лестничную площадку/террасу. На третьем этаже обособленное помещение с отдельными входами (выходами).
Представленное в материалы дела экспертное заключение ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России от 29 мая 2023 года судом апелляционное инстанции обоснованно признано не отвечающим требованиям относимости к рассматриваемому спору, поскольку выводы эксперта о соответствии объекта капитального строительства возведенного на земельном участке административного истца требованиям строительных, градостроительных, санитарно - эпидемиологических, противопожарных норм и правил, предъявляемых к объектам индивидуального жилищного строительства, и отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, не связаны с предметом спорного правоотношения, т.к. в проведении государственной регистрации административному истцу отказано не по мотиву несоответствия указанным нормам и правилам либо наличии угрозы жизни и здоровью граждан, а по мотиву того, что объект капитального строительства не отвечает критериям индивидуального жилого дома.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что административный ответчик, установив несоответствие заявленного спорного объекта целевому назначению земельного участка, законно и обоснованно приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, и впоследствии отказал в их регистрации.
Доводы кассационной жалобы об обратном, сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дунаевой П.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.