Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Раптановой М.А, судей Аняновой О.П, Борисовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цыбуля Натальи Петровны на решение Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Цыбули Натальи Петровны об оспаривании нормативно-правовых актов в части.
Заслушав доклад судьи Раптановой М.А, выслушав объяснения участника процесса, заключение прокурора Фроловой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 29 декабря 2020 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2021 года.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 29 декабря 2021 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2022 года.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 26 декабря 2022 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2022 года.
Пунктом 41586 в перечень на 2021 год, пунктом 42114 в Перечень на 2022 год и пунктом 38418 в Перечень на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N N.
Цыбуля Н.П, являясь собственником данного нежилого здания, обратилась в суд с административным иском об оспаривании вышеуказанных Перечней в части включения названного здания, которое, по мнению административного истца, не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административные исковые требования обоснованы тем, что нежилое здание с кадастровым номером N N назначение "нежилое" наименование "административное здание", расположенное по адресу: "адрес", "адрес"м, разрешенное использование - нежилое и расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания существующих зданий и сооружений производственной базы". Департаментом имущественных отношений Краснодарского края основания включения спорного нежилого здания в соответствующие перечни использование здания с кадастровым номером N "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов", отсутствуют, в связи с чем Перечни на 2021, 2022, 2023 год в оспариваемой части нарушают ее права в сфере налогообложения, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 марта 2024 года, в удовлетворении исковых требований об оспаривании нормативных правовых актов отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности. Приводит доводы о том, нежилое здание не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Настаивает на том, что спорный объект не обладает необходимыми характеристиками для включения его в оспариваемые Перечни.
В судебном заседании представитель административного истца ИП Цыбуля Н.П. по доверенности Брезгина Ю.С. поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, просила состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Фролова Е.В. в своем заключении полагала судебные акты подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
При рассмотрении административного дела суды установили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие и по этим основаниям решения судов не оспариваются.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что нежилое здание может быть отнесено к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 НК РФ при условии его соответствия любому из приведенных в пунктах 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения), то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Из материалов дела следует, что Цыбуля Н.П. является собственником здания с кадастровым номером N с 25 февраля 2011 года.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N от 18 сентября 2019 года установлено, что здание используется "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов". Согласно данному акту двухэтажное здание, входящее в комплекс объектов различного назначения, расположено в глубине огороженной территории, доступ свободный. На фасаде объекта присутствуют вывески "Аренда Сормовская 10А", "CorNET". "Dor-car Авто аксессуары", "Оптово- розничная база "КЕРАДОМ", "Керамогранит, всегда в наличии прямые поставки с завода низкие цены", "Шериф Дон авто аксессуары", "Мебель, шкафы, кухни, детские, спальни, гостиные прихожие". Кроме того, по результатам обследования установлено следующее: 1) 59, 5% общей площади занимают офисы различных организаций, из них к 8, 5% доступ не обеспечен, выводы сделаны на основании вывесок и табличек; 2) 9, 5% помещения закрыты, имеются вывески, таблички Dor-car, авто-аксессуары (продажа автозапчастей); 3) 7, 7% - склад; 4) 16, 4% - вспомогательные помещения; 5) 6, 9% - не установлено.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка определения вида фактического использования акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26 июня 2017 года N 1266, на заседании, состоявшемся 28 октября 2019 года (протокол N 14).
14 ноября 2019 года принят приказ департамента N 2415 "Об определении вида фактического использования зданий, сооружений и помещений", которым определен вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером Nв целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов".
На основании установленного вида фактического использования объект недвижимого имущества с кадастровым номером N включен в Перечень на 2021 год, в связи с тем, что указанный объект соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ.
В Перечень на 2022 год и на 2023 года объект недвижимого имущества с кадастровым номером N включен по тем же основаниям.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N расположено по адресу: "адрес", общей площадью: 695 кв.м, назначение: административное здание, имеет вид разрешенного использования: нежилое.
Здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, категории "земли населенных пунктов", виды разрешенного использования "для обслуживания существующих зданий и сооружений производственной базы". В сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N изменений категории земель, вида разрешенного использования, площади не выявлено.
Согласно техническому паспорту спорное здание включало в себя помещения торгового и офисного назначения.
Так, согласно техническому паспорту по состоянию на 16 апреля 2014 года объектом инвентаризации являлось здание с наименованием "административно-торговое", включает в себя помещения с наименованием "торговый зал" площадью 114, 4 кв.м, "касса" - 5, 5 кв.м, "касса" - 6.3 кв.м, "приемная" - 15, 3 кв.м, "приемная" - 23, 2 кв.м, общая площадь торговых и офисных помещений - 164, 7 кв.м, что составляет более 20 % от площади здания (695 кв.м).
Между тем, документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости подтверждается, что более 20% от его общей площади предусматривает размещение помещений, предназначенных для объектов торговли и офисов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что спорный объект недвижимости соответствует условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения его в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Соглашаясь с выводами суда, суд апелляционной инстанции указал, что на дату утверждения оспариваемых Перечней на 2021, 2022, 2023 годы в распоряжении департамента имущественных отношений Краснодарского края имелся акт обследования здания указанного нежилого здания от 18 сентября 2019 года, согласно которому более 20 % общей площади здания используется для размещения объектов торговли и офисных помещений.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ (в действовавшей на момент утверждения Перечня редакции) установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, федеральный законодатель установилдва самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.
Следовательно, для признания законными указанных пунктов о включении здания с кадастровым номером N в Перечень достаточно установить соответствие этого здания хотя бы одному из названных критериев.
При этом правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование и цели использования.
В целях настоящего пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установив при рассмотрении настоящего дела, что по своему предназначению нежилые помещения, расположенные в спорном нежилом здании, предусматривают использование под офис и торговые объекты, суд апелляционной инстанции пришел к верному заключению о том, что исходя из пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Апелляционным судом проверялись и были правильно отклонены повторно приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов нижестоящих судов, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 июля 2024 года.
Председательствующий
Раптанова М.А.
Судьи Анянова О.П.
Борисова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.