Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Раптановой М.А.
судей Аняновой О.П, Борисовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зайнутдинова Марата Камильевича на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару к Зайнутдинову Марату Камильевичу о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Раптановой М.А, объяснения представителя административного истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 1 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зайнутдинову М.К, в котором просила взыскать недоимку по страховым взносом на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) за 2017-2021 годы в размере 30 541 рубль 91 коп и пени 3 405 рублей 10 коп.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (далее - ОПС) за 2017-2021 годы в размере 130 238 рублей 87 коп. и пени 15 748 рублей 19 коп.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Зайнутдинов М.К. с 15 мая 2013 года по 26 июля 2021 года осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего и, являясь плательщиком страховых взносов на ОМС и ОПС, обязанность по уплате обязательных платежей за налоговые периоды 2017-2021 годы не выполнил. В срок, указанный в налоговых требованиях, страховые взносы не уплачены. Судебный приказ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени определением мирового судьи от 10 января 2022 года отменен.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 30 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года, административный иск ИФНС России N 1 по г. Краснодару удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 апреля 2024 года, представитель Зайнутдинова М.К. по доверенности Пальчиков Г.О. ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов. Считает их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда противоречат установленным по делу обстоятельствам. Утверждает, что административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок; судами не проверена правильность расчета задолженности и срок обращения в суд.
Определением судьи кассационного суда от 24 мая 2024 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ИФНС России N 1 по г. Краснодару указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Явившийся в суд кассационной инстанции представитель ИФНС России N 1 по г. Краснодару по доверенности Никандров К.А. просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 18.1 НК РФ установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Исходя из подпункта 2 пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование признаются, в частности арбитражные управляющие.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется на основании пункта 5 статьи 430 НК РФ пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ).
На основании пункта 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения деятельности, уплата страховых взносов арбитражным управляющим осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе такого плательщика.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК РФ.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 7 августа 2021 года в налоговый орган поступили сведения о том, что Зайнутдинов М.К. с 15 мая 2013 года по 26 июля 2021 года осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, следовательно, в силу закона он признается плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе за спорные налоговые периоды.
Поскольку в установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2021 годы Зайнутдиновым М.К. самостоятельно не были исчислены и уплачены в установленный законом срок, то после получения соответствующих сведений 7 августа 2021 года налоговый орган сформировал и направил через личный кабинет налогоплательщика налоговые требования:
N 35909 по состоянию на 25 августа 2021 года об уплате в срок до 6 сентября 2021 года задолженности по обязательным платежам в размере 137 487 рублей и пени 19 077 рублей 58 коп.;
N 36058 по состоянию на 26 августа 2021 года об уплате в срок до 7 сентября 2021 года задолженности по обязательным платежам в размере 23 293 рубля 78 коп. и пени 75 рублей 71 коп.
Поскольку в установленный срок требования исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 233 Западного внутригородского округа города Краснодара с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зайнутдинова М.К. недоимки по страховым взносам и пени на общую сумму 179 934 рубля коп, который был вынесен мировым судьей 15 декабря 2021 года.
Определением мирового судьи от 10 января 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 6 июля 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 45, 48, 69, 75, 419, 423, 430, 432 НК РФ, статьи 286 КАС РФ, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требований, расчет недоимки по страховым взносам за периоды 2017 - 2021 годы и пени, сроки обращения в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Вопреки приведенным в кассационной жалобе доводам, судебная коллегия суда кассационной инстанции указанные выводы судов находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании с учетом доводов сторон всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Статьей 2, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) определено, что арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона N 127-ФЗ членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в частности, в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
Согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ в случае прекращения членства арбитражного управляющего в соответствующей саморегулируемой организации снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4.1 статьи 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Положениями пункта 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) предусмотрено, что саморегулируемая организация осуществляет функции по ведению реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7.1 Закона N 315-ФЗ реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации. В отношении лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, указанной в части 3 настоящей статьи, должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения.
Таким образом, членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
Поскольку ответчик осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего в период с 15 мая 2013 года по 26 июля 2021 года, самостоятельно за период, начиная с 2017 года, не осуществлял уплату страховых взносов, у налоговой инспекции имелись основания для начисления страховых взносов за период с 1 января 2017 года по 26 июля 2021 года.
Повторно приведенные в кассационной жалобе доводы относительно несоблюдения обязательного досудебного порядка и пропуска административным истцом срока обращения в суд отклоняются судом кассационной инстанции, обстоятельства дела получили в судебных актах надлежащую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Согласно пункту 1 статья 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.
Как установлено судами и следует из материалов дела сведения о членстве ответчика в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, поступили в налоговый орган 7 августа 2021 года, с чем связано выявление недоимки налоговым органом.
Поскольку Зайнутдиновым М.К. самостоятельно страховые взносы не уплачены, а налоговым органом недоимка выявлена только 7 августа 2021 года, после чего административному ответчику в соответствии с положениями статей 45, 69 и 70 НК РФ направлены требования о её уплате, которые в установленный срок не исполнены, с соблюдением пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ поданы заявление мировому судье и административный иск в районный суд, то вывод судов о том, что административным истцом соблюден порядок и срок взыскания недоимки по страховым взносам и пени, является правильным.
Довод административного ответчика об отсутствии оснований для признания его плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование ввиду того, что он является сотрудником юридического лица и уплачивал налоги по месту работы, является необоснованным ввиду того, что на основании пункта 2 статьи 419 НК РФ если плательщик относится одновременно к нескольким вышеуказанным категориям, указанным в пункте 1 статьи 419 НК РФ, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые получили должную оценку при вынесении судебного решения, выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые мотивированы судами, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение административного ответчика о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, их переоценка не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
В целом, доводы кассационной жалобы на правильность принятых по делу судебных актов не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июля 2024 года.
Председательствующий М.А. Раптанова
Судьи: О.П. Анянова
О.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.