Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капитанюк О.В, судей Ивановой О.Н, Лопаткиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи в интересах ФИО9 к Администрации г. Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, по кассационной жалобе главы администрации г. Керчи ФИО4 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Капитанюк О.В, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Керчи обратился в Керченский городской суд Республики Крым в интересах ФИО9 с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить ФИО9 благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2023 г. исковые требования заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 февраля 2024 г. решение Керченского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрации г. Керчи ФИО4 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как постановленных в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель обращает внимание, что при отсутствии финансирования из республиканского бюджета администрация не имеет правовых оснований исполнить делегированные полномочия на выделение жилья и, соответственно, исполнить решение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судами, ФИО6, родителями которой являются ФИО7 и ФИО8, родилась ДД.ММ.ГГГГ
Решением Керченского городского суда Автономной Республики Крым от 13 февраля 2008 г. ФИО8 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Крыловой М.А.
Как следует из постановления Администрации г. Керчи Республики Крым от 25 апреля 2018 г. N-п ФИО9 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г. Керчи, под номером 86.
Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета Автономной Республики Крым от 25 марта 2011 г. N 202 за малолетней ФИО11. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"-В, "адрес".
Согласно ответу N от 19 октября 2015 г. управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Керчи Республики Крым при обследовании жилого помещения, сохраняемого за несовершеннолетней Крыловой М.А. по адресу: "адрес"-В, "адрес", составлен дефектный акт на ремонт данного помещения.
В соответствии с уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым недвижимое имущество в собственности у ФИО9, отсутствует.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N 46-3PK/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", установив, что истцу до настоящего времени жилье не предоставлено, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и об их удовлетворении с возложением на Администрацию г. Керчь обязанности предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования г. Феодосия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, приведенными в судебном решении и их правовым обоснованием, указав, что ФИО6 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными и не может согласиться с доводами кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Правомерно установив, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, незамедлительно после возникновения соответствующего права, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонили доводы ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления Министерством денежных средств, выделяемых на данные цели.
В данном случае отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации г. Керчи - ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.