Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Дурневой С.Н, Грымзиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе администрации города Керчи на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 октября 2023 года отменено.
Исковое заявление заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено частично.
На Управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым и администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны, инвентаризационный N, по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы: в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; в соответствии с пунктом 3.2.7 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, принять меры к устранению сырости, влаги в помещениях защитного сооружения гражданской обороны; в соответствии с пунктом 5.3.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; в соответствии с пунктом 1.6 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчетное количество укрываемых; в соответствии с пунктом 4.5.2. приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установить емкости запаса питьевой воды из расчета количества укрываемых; в соответствии с пунктом 5.3.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; в соответствии с пунктом 6.1.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого),
термометр комнатный (1 - на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 - на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 10% (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (1- 2 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличие врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1 - на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-15 0/6), ящик с песком (1- на каждые 300 кв.м, пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 кв.м. - для размещения продовольствия на 100 человек).
На Управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым и администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N, по адресу: "адрес", в соответствие требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующее работы; в соответствии с пунктом 5.1.7 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, выполнить капитальный ремонт защитного сооружения; в соответствии с пунктом 1.6 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчетное количество укрываемых; в соответствии с пунктом 1.4 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, создать для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время звенья по его обслуживанию и поддержанию в готовности к использованию по предназначению; в соответствии с пунктом 5.3.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; в соответствии с пунктом 3.2.11 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; в соответствии с пунктом 5.3.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; в соответствии с пунктом 4.5.2 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установить емкости запаса питьевой воды из расчета укрываемых; в соответствии с пунктом 6.1.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул,
табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 - на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 - на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 10% (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (1- 2 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6), ящик с песком (1- на каждые 300 кв.м, пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек).
На Управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым и администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда, привести защитное сооружение гражданской обороны за N, по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы: в соответствии с пунктом 5.1.7 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, выполнить капитальный ремонт защитного сооружения; в соответствии с пунктом 1.4 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, создать для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время звенья по его обслуживанию и поддержанию в готовности к использованию по предназначению; в соответствии с пунктом 3.2.11 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние, инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; в соответствии с пунктом 3.2.7 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, принять меры к устранению сырости, влаги в помещениях защитного сооружения гражданской обороны; в соответствии с пунктом 1.6 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчетное количество укрываемых; в соответствии с пунктом 5.3.1 приказа МЧ России от 15 декабря 2002 года N 583, привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; в соответствии с пунктом 4.5.2. приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых; в соответствии с пунктом 6.1.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество
укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 - на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 - на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 10% (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (1- 2 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-15 0/6), ящик с песком (1- на каждые 300 кв.м, пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 кв.м. - для размещения продовольствия на 100 человек).
В остальной части исковых требований прокурора города Керчи отказано.
В кассационной жалобе администрация города Керчи в лице главы ФИО5 просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 22 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ в порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По смыслу приведенных норм требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ).
После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями КАС РФ.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам административного судопроизводства и передать дело в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 33.1, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
перейти к рассмотрению гражданского дела по иску заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы администрации города Керчи на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.