Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу представителя Петрова Д.Ю., действующего в интересах потерпевшего ФИО1, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района г. Барнаула от 09 февраля 2024 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 26 марта 2024 г., вынесенные в отношении Овчаренко Ивана Анатольевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района г. Барнаула от 09 февраля 2024 г, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 26 марта 2024 г, генеральный директор ООО "УК "ЖЭУ-24" Овчаренко И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ подвергнут наказанию в виде предупреждения.
В жалобе представитель потерпевшего выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит отменить их и возвратить дело на новое рассмотрение, полагая, что основания для применения положений, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствовали.
Овчаренко И.А, извещенный о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпункту "в" пункта 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, является соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как следует из материалов дела, Овчаренко И.А, являясь генеральным директором ООО "УК "ЖЭУ-24" ("адрес"), осуществляющим на основании лицензии от 26 февраля 2016 г. N 173 предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 26 по ул. Шукшина в г. Барнаул, 25 сентября 2023 г. получил обращение собственника жилого помещения (по инициативе которого созывается общее собрание указанного многоквартирного жилого дома) о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме для проведения общего собрания, однако в нарушение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, в течение пяти дней с момента получения обращения, то есть до 29 сентября 2023 г, Овчаренко И.А. реестр не предоставил.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Овчаренко И.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Факт имевшего место события данного административного правонарушения и виновность Овчаренко И.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копиями лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, акта внеплановой документарной проверки от 31 октября 2023 г. N/ N обращения собственника жилого помещения указанного многоквартирного жилого дома о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме для проведения общего собрания, заявления ФИО1 о привлечении ООО "УК "ЖЭУ-24" к административной ответственности и другими доказательствами, которым была дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, генеральный директор ООО "УК "ЖЭУ-24" Овчаренко И.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что судом неправомерно применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ранее постановлениями от 13 марта 2018 г. и от 27 сентября 2023 г. Овчаренко И.А. привлекался к административной ответственности, обоснованными признать нельзя в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
Согласно части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Назначая генеральному директору ООО "ЖЭУ-24" на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде предупреждения, мировой судья исходил из того, что Овчаренко И.А. совершил правонарушение впервые, совершенное им деяние не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствия имущественного ущерба.
Поводов не согласиться с выводами мирового судьи не имеется, поскольку в результате совершенного Овчаренко И.А. противоправного деяния угрозы причинения вреда или иных перечисленных выше обстоятельств не наступило, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Овчаренко И.А. в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ, считался лицом, подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения.
Соглашаясь с возможностью применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно указал на то, что со дня исполнения постановления о привлечении Овчаренко И.А. к административной ответственности от 13 марта 2018 г. истек один год, поэтому он не считался лицом, подвергнутым административному наказанию.
Данные выводы не противоречат правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05 сентября 2018 г. N 303-АД18-5207, в соответствии с которой истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Кроме того, судьей районного суда сделан правильный вывод о том, что наличие постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 27 сентября 2023 г. в отношении Овчаренко И.А. на основании статьи 2.9 КоАП РФ не свидетельствует о наличии обстоятельств, препятствующих применению положений, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, поскольку указанным постановлением он не был привлечен к административной ответственности.
Вопреки позиции заявителя, указанные выше выводы не противоречат правовому подходу, изложенному в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.
Назначение Овчаренко И.А. наказания в виде предупреждения на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ является правомерным.
Приведенные в жалобе доводы, связанные с иным толкованием норм права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела относительно применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, выводы судебных инстанций не опровергают.
Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ предусмотрена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, не установлено и в жалобе не приведено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, допущено не было.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 30.9 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района г. Барнаула от 09 февраля 2024 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 26 марта 2024 г, вынесенные в отношении Овчаренко Ивана Анатольевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что генеральный директор управляющей компании виновен в административном правонарушении за неисполнение требований по предоставлению реестра собственников помещений в многоквартирном доме. Наказание в виде предупреждения было назначено, так как правонарушение было совершено впервые и не повлекло вреда. Жалоба потерпевшего на судебные акты оставлена без удовлетворения.