Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, поданной через суд первой инстанции 26 апреля 2024 года, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 октября 2023 года по административному делу N 2а-5190/2023 по административному исковому заявлению Ангарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службы исполнения наказаний Валеевой О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ангарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее также ГУФСИН России по Иркутской области), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее также ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области), в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области по созданию надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области в части обеспечения администрацией исправительного соблюдения материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических требований, обязать ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 7 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области по созданию надлежащих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области. На ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложена обязанность устранить поименованные в резолютивной части судебного акта нарушения. На ФСИН России, ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области и устранения указанных нарушений.
Определением Ангарского городского суда Иркутской области от 2 октября 2023 года прекращено производство по настоящему административному делу в части требований Ангарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России о признании незаконным бездействия по созданию надлежащих условий содержания осужденных в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области в связи с принятием судом отказа административного истца от иска в указанной части, а также отказано в принятии отказа административного истца от административного иска в части требований к ФСИН России о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания надлежащих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области просят отменить решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 октября 2023 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая, что спорные нарушения материально-технического обеспечения не влияют на достижение основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, императивные задачи, возложенные на исправительное учреждение исполняются им в полном объеме в соответствии с Уставом учреждения, доказательства осуществления действий по созданию надлежащих условий отбывания наказаний осужденными (акты выполненных работ по ремонту помещений общежитий отрядов, заявки на доведение соответствующего финансирования) были представлены в материалы дела, а обеспечение исполнения санитарно-гигиенических требований и материально-бытового обеспечения осужденных не представляется возможным без доведения лимитов бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Полагают, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию колонии дополнительными комнатами является вмешательством в административно- хозяйственную деятельность государственного органа.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 7 февраля 2024 года решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 октября 2023 года оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание в жалобе на незаконность только решения суда первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки исполнения законов в деятельности ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области, проведенной 14 апреля 2023 года Ангарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением главного специалиста-эксперта Территориального отдела Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании выявлены нарушения санитарного законодательства в части соблюдения установленных требований к местам проживания, питания, медицинского обеспечения в исправительном учреждении.
По результатам проведенной проверки специалистом составлено заключение от 7 июня 2023 года, которым установлен ряд нарушений санитарного законодательства, выразившихся в повреждении внутренней отделки стен, потолков в виде отслоившегося лакокрасочного покрытия, нарушения целостности кафельной плитки на полу и стенах, в отсутствии покрытия пола и стен помещений, устойчивым к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; нарушении целостности полового покрытия, отсутствии холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, искусственного освещения в общежитиях отрядов N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 N 12, N 13, N 14, в камерных помещениях штрафного изолятора, а также помещении СУОН (строгие условия отбывания наказания).
В адрес начальника ГУФСИН по Иркутской области Ангарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено 23 марта 2023 года представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области.
По результатам рассмотрения представления Ангарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях администрацией исправительного учреждения дан ответ, согласно которому выявленные нарушения санитарного законодательства подтверждены, запланированы и частично проведены мероприятия по устранению выявленных нарушений и недопущению их вновь. Вместе с тем указано, что в связи с ограниченными объемами финансирования работы по ремонту камерных помещений ШИЗО будут продолжены в 2024 году, в связи с недостаточностью финансирования на проведение текущих ремонтов утвержден план и установлены сроки устранения недостатков в общежитиях отрядов N 1, N 5, N 8 - до 15 сентября 2023 года, общежитиях отрядов N 2, N 3 - до 1 ноября 2023 года, в общежитии отряда N 4 - до 15 октября 2023 года, в общежитии отряда N 6 - до 15 ноября 2023 года, в общежитии отряда N 7 - до 30 декабря 2023 года, в общежитиях отрядов N 9, N 12, N 13 - в 2024 году
2 июня 2023 г. в адрес Ангарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях дополнительно направлена копия приказа N 162-к от 29 мая 2023 года о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области за нарушение должностной инструкции, выразившееся в слабом контроле за надлежащей технической эксплуатацией зданий и сооружений, несвоевременном устранении недостатков, влияющих на эксплуатационные качестве объектов, слабой организации проверок технического состояния зданий и сооружений и соблюдении требований технической эксплуатации объектов.
Поскольку мерами прокурорского реагирования не было достигнуто устранение выявленных нарушений законодательства, Ангарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области допущено незаконное бездействие по обеспечению в полной мере надлежащих условий содержания осужденных в исправительном учреждении, что создает препятствия для соблюдения прав осужденных на надлежащие условия содержания и не способствует достижению в полной мере основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, в связи с чем обязал ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области устранить нарушения требований законодательства путем создания соответствующих условий содержания граждан в исправительном учреждении, а ГУФСИН России по Иркутской области и ФСИН России - осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Конституцией Российской Федерации в статье 2 закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют прав на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 указанного индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Положениями части 3 статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно статье 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений статьи 9 названного Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
ФСИН России осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и его учреждений (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний в пункте 5 закреплено, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.
В соответствии с положением о ГУФСИН России по Иркутской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 г. N 518, управление является территориальным органом ФСИН России и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункты 1 и 4); управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт И), материально- техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).
Следовательно, ФСИН России и ГУФСИН России по Иркутской области несут субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области при недостаточности у последнего денежных средств.
Таким образом, возложенная на ФСИН России и ГУФСИН России по Иркутской области обязанность осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области вытекает из закона и правоустанавливающих документов административных ответчиков.
С учетом изложенного, удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с которым обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеназванные нормы закона, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установив несоблюдение ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований к материально-техническому обеспечению учреждения, что нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащее санитарно-эпидемиологическое обеспечение и создает угрозу их здоровью, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области обязанности устранить допущенные нарушения материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических требований, а на ФСИН России и ГУФСИН по Иркутской области - обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение необходимых мероприятий.
По смыслу положений пунктов 1-2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может удовлетворить требования истца только при наличии двух обстоятельств: 1) незаконности решений, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями и 2) нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании положений части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Установив вышеуказанные обстоятельства, с учетом представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно удовлетворил требования прокурора, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и материально-технического обеспечения исправительного учреждения не устранены до настоящего времени, тем самым установлено бездействие административных ответчиков по созданию надлежащих условий содержания граждан под стражей, которое, в свою очередь, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Оснований не соглашаться с данными выводами судебная коллегия не находит, поскольку у судов имелись достаточные фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования на проведение мероприятий, связанных с исполнением возложенных судом обязанностей, являются необоснованными и не могут служить основанием для безусловного изменения судебных постановлений. При этом судебная коллегия считает необходимым разъяснить, что в случае невозможности исполнения судебного решения в установленные сроки из-за недостаточности либо отсутствия финансирования, сторона административного ответчика на основании в части 1 статьи 189 КАС РФ не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
По существу доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемых решений судов сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судами, что не является основанием для их отмены и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении административного дела судами правильно определены и установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, нормы материального и процессуального права применены правильно, в результате чего вынесено законное и обоснованное решение.
В связи с чем оснований для отмены или изменения судебных постановлений, в том числе по доводам кассационной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.