Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Тыва, поданную 16 мая 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 2 мая 2024 г, по административному делу N 2а-2384/2024 по административному исковому заявлению Ооржак Саяны Чаш - ооловны, действующей в своих интересах, в интересах несовершеннолетней ФИО2, о признании решения Министерства внутренних дел по Республике Тыва об отказе в регистрации по месту жительства незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя МВД по Республике Тыва Ооржак Д.Д, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Ооржак С.Ч, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак С.Ч, действующая в своих интересах, в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, обратилась в Кызылский городской суд Республик Тыва с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по Республике Тыва) об отказе в регистрации по месту жительства, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указано, что с 05.01.2004 по настоящее время семья Ооржак на основании договора аренды проживает по адресу: "адрес". Ооржак С.Ч. была прописана по указанному адресу с 25.04.2003 по 18.06.2009, другие члены семьи продолжают быть зарегистрированными по месту жительства.
После получения паспорта дочерью ФИО2, Ооржак С.Ч. обратилась для регистрации их по месту жительства, однако МВД по Республике Тыва в регистрации отказано в связи с тем, что здание является нежилым. Отказ полагает незаконным. Указано, что в данном случае административным истцам больше негде жить, отсутствует место для регистрации. Полагает, что при наличии договора аренды на проживание в данном здании МВД по Республике Тыва не имело право отказывать в регистрации членам семьи арендатора.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25.01.2024 в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 02.05.2024, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25.01.2024 отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 24.08.2023 N; на Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Тыва возложена обязанность в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение путём регистрации ФИО1-ооловны и ее дочери ФИО2 по месту проживания: "адрес".
В кассационной жалобе МВД по Республике Тыва ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы, указывая на необоснованность судебного акта суда апелляционной инстанции, настаивают, что помещение, в котором административные истцы желают зарегистрироваться, а именно административное, здание (адрес: "адрес") является нежилым помещением. Указывают, что наличие решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 11.03.2013, на которое указывает судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в апелляционном определении от 02.05.2024, и проживание в нем истцов и других членов их семьи, не может признать указанное нежилое помещение жилым, признать его пригодным для проживания и отвечающим всем предусмотренным требованиям, а также регистрировать в нем граждан. Настаивают, что право на административное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которому назначение данного здания - нежилое помещение, а также при принятии решения суда от 11.03.2013 вопрос о признании административного здания жилым помещением, пригодным для проживания и соответствующим установленным требованиям не рассматривался. Кроме того, в установленном порядке административные истцы в уполномоченный орган для регистрации по месту жительства не обращались и в связи с этим, решение суда в части возложении обязанности на УВМ МВД по "адрес" зарегистрировать по месту жительства, полагают необоснованным. На момент ответа МВД по Республике Тыва от 24.08.2023 N у административного истца была регистрация по месту жительства: "адрес". По указанному адресу Ооржак С.Ч. имела регистрацию с 27.06.2009 по 22.01.2024, с указанного адреса ("адрес") снялась с регистрационного учета 22.01.2024, а именно перед судебным заседанием по данному делу, что, по мнению заявителя, может расцениваться, как злоупотребление своим правом и тем самым ухудшила свое положение. Следует отметить, что в 2009 году административный истец Ооржак С.Ч. снята с регистрационного учета по адресу "адрес" по собственному заявлению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Части 1 и 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1) предусматривают, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила) органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно- территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Пункт 16 Правил также содержит в себе перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В силу положений пункта 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 (далее Регламент), для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
В пунктах 49 - 49.4 Регламента установлен перечень представляемых документов для регистрации по месту жительства.
Регламент устанавливает возможность регистрации граждан только в жилые помещения. При этом для регистрации по месту жительства в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, заявитель обязан представить документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения (пункт 49.2).
Так, в соответствии с пунктом 56.2 Регламента для регистрации по месту жительства гражданин вправе представить договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, выписку из Единого государственного реестра недвижимости либо иной документ.
Положениями статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших, жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, здание, в котором проживает семья административного истца, является административным зданием, принадлежащем на праве оперативного управления МВД по Республике Тыва.
Согласно выписке от 28.12.2023 N из реестра федерального имущества об объекте учета федерального имущества и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, административное здание по адресу: "адрес", N, литер В, В1, имеет назначение нежилое, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится на праве оперативного управления у Министерства внутренних дел по Республике Тыва.
Согласно техническому паспорту, на административное здание по адресу: "адрес", N имеет назначение служебное.
Договором аренды жилой площади и служебного помещения под жилую площадь от 05.01.2004, арендодатель - Автохозяйство МВД Республике Тыва, по желанию арендатора - ФИО3 с учетом своей возможности предоставляет арендатору жилую площадь и служебное помещение под жилую площадь.
Согласно справке врио заместителя начальника управления - начальника ОК УРЛС МВД по Республике Тыва от 25.05.2022 N, капитан полиции Ооржак О.С. проходит службу в органах внутренних дел с 16.12.1996 по настоящее время и состоит в должности инспектора- кинолога отделения обнаружения и обозначения целевых объектов по их запаху ЦКС МВД по Республике Тыва.
Согласно свидетельству о заключении брака N N, между ФИО3 и Ондар Саяна Чаш-ооловна 29.03.2011 заключен брак, о чем составлена запись акта N, после заключения брака жене присвоена фамилия Ооржак.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11.03.2013, вступившем в законную силу 18.06.2013, отказано в удовлетворении иска МВД по Республике Тыва к ФИО3, Ооржак Саяне Чаш-ооловне, ФИО5, ФИО2, ФИО6-ооловне, ФИО7, ФИО20 Кара-Кат ФИО10, ФИО20 Ая Айдысовне об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Согласно мотивировочной части указанного судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении требований явился ненадлежащий способ защиты права. Судом установлено, что между арендодателем и гражданами, занимающими помещения в здании, возникли жилищные правоотношения, служебное здание, находившееся на балансе МВД по Республике Тыва, используется ответчиками, в том числе административными истцами Ооржак С.Ч, ФИО2, как жилое помещение, куда они заселились с разрешения работодателя. в связи с чем граждане могут быть выселены только в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Из сведений паспорта гражданина Российской Федерации следует, Ооржак С.Ч. была зарегистрирована 25.04.2003 по 18.06.2009 по адресу: "адрес", корп. а, "адрес", с 18.06.2009 по адресу: "адрес". Несовершеннолетняя ФИО2 регистрации по месту жительства не имеет.
По указанному адресу зарегистрированы супруг ФИО3 и дочь ФИО5
Административный истец Ооржак С.Ч. неоднократно обращалась с заявлениями по вопросу регистрации по месту жительства ее и дочери ФИО16 по указанному адресу.
В ответе от 24.08.2023 N Министерство внутренних дел по Республике Тыва административному истцу Ооржак С.Ч. сообщено, что в служебных нежилых помещениях N N административного здания МВД по "адрес", расположенных по адресу: "адрес", ее семья проживает на основании решения суда, учитывая, что административное здание является нежилым помещением, правового основания для регистрации по месту жительства ее и ее дочери у МВД по "адрес" не имеется.
Согласно справке УУП ОУУП и ПДН УМВД России по городу Кызылу ФИО17 о проделанной работе, при проверке по адресу: "адрес" "А", "адрес", установлено, что по указанному адресу фактически проживают ФИО3 и ФИО8, зарегистрированные по данному адресу, ФИО1-ооловна и ФИО2 без регистрации по данному же адресу.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым в удовлетворении требований отказано, судебная коллегия апелляционной инстанции, с учетом представленных сторонами доказательств, пришла к выводу о том, что решение Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 24.08.2023 N является незаконным и нарушающим права и свободы административных истцов, противоречащим положениям Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, поскольку, учитывая содержание вступившего в законную силу решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 11.03.2013 по гражданскому делу N, и наличие регистрации других членов семьи административных истцов по месту жительства по данному адресу, ссылка административного ответчика на то, что административное здание является нежилым помещением как на основание для отказа в регистрации административных истцов Ооржак С.Ч, ФИО2 по месту жительства, является необоснованной.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими материалам дела и требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (часть 2 статьи 20 ГК РФ).
Из указанного следует, что при наличии регистрации отца по месту жительства в указанном помещении, отказ в регистрации в указанном помещении несовершеннолетней дочери по мотивам несоответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не может быть признано законным.
Из представленного договора аренды помещения, явившегося основанием для вселения, усматривается, что Ооржак С.Ч. являлось участником указанного договора, в указанном помещении с момента его предоставления фактически проживала, в связи с чем доводы кассационной жалобы о злоупотреблении правами при обращении с заявлением о регистрации по месту жительства не опровергают правильности выводов апелляционного суда о незаконности отказа по изложенным в нем основаниям.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что административный истец не обращалась с заявлением о регистрации, поскольку указанные доводы опровергаются содержанием ответа, представленного на заявление Ооржак С.Ч.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку нарушение норм материального или процессуального права не подтверждают, фактически направлены на иную оценку установленных судом апелляционной инстанции, обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке. Кассационная жалоба МВД России по Республике Тыва удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 2 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.