Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации ЗАТО Северск (далее - УМСП ФКИС администрации ЗАТО Северск), поданную 16 мая 2024 г, кассационную жалобу администрации ЗАТО Северск, поданную 19 июня 2024 г, на решение Северского городского суда Томской области от 25 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 19 января 2024 г, по административному делу N 2а-1603/2023 по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и свобод неопределённого круга лиц, о признании бездействия муниципального образования "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Администрации ЗАТО Северск, Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск детский оздоровительный лагерь "Восход" (далее - МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход"), Управления молодёжной и семейной политики, физической культуры и спорта администрации ЗАТО Северск незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя УМСП ФКИС администрации ЗАТО Северск Бородиной О.Д, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации ЗАТО Северск Ивановой О.С, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения прокурора Кадошникова С.О, полагавшего кассационный жалобы не подлежащими удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Северский городской суд Томской области с административным иском о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения сточных вод, образующихся при эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: "адрес", оздоровительный лагерь "Восход", исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р. Ушайка, являющуюся объектом рыбохозяйственного значения; о возложении обязанности на административных ответчиков в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод.
В обоснование требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" требований природоохранного законодательства в части организации надлежащего водоотведения сточных вод, образующихся в результате хозяйственной деятельности учреждения при эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: "адрес"". Установлено, что в нарушение требовании законодательства при эксплуатации канализационной насосной станции, расположенной по адресу: Томская область, Томский район, д. Большое Протопопово, оздоровительный лагерь "Восход", строение 18, МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" осуществляет сброс сточных вод в р. Ушайка в отсутствие документов, предоставляющих право пользования водными объектами, а также с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод.
По результатам проверки выдано предписание от 23.11.2021 N ЭВВС-2, об устранении нарушений в срок до 01.09.2022. Предписание не исполнено.
Согласно информации, представленной в ходе прокурорской проверки, конкретные меры МАУ ЗАТО ДОЛ "Восход", а также Администрацией ЗАТО Северск не приняты в связи с отсутствием финансирования. Указанное бездействие влечет ухудшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, создает угрозу жизни и здоровью граждан, чем нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Решением Северского городского суда Томской области от 25.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 19.01.2024, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе далее УМСП ФКИС администрации ЗАТО Северск ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывают, возлагая обязанность только на Муниципальное образование "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице Администрации ЗАТО Северск и МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход", судом не было принято во внимание, что два жилых 60-квартирных домов, расположенных по адресу; "адрес", "адрес" жители которых круглогодично эксплуатируют системы водоотведения и очистные сооружения, входящих в состав сооружений МАУ ЗАТО Северск Дол "Восход", являются собственностью Администрации Мирненского сельского поселения Томского района Томской области (далее - МО "Мирненское сельское поселение"), которое не было привлечено к участию в деле, в качестве административного ответчика. МО "Мирненское сельское поселение" несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных канализационных вод и их отведению от жилых домов, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством, однако, МО "Мирненское сельское поселение" не обеспечило эффективное использование и развитие инженерных сетей муниципальной коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоотведения и очистки сточных вод. Настаивают, что не представляется возможным исполнить решение суда по организации водоотведения сточных вод и организовать, полный технологический процесс очистки канализационных и сточных вод в установленные судом сроки, поскольку исключение сброса загрязняющих веществ в р. Ушайка, являющуюся объектом рыбохозяйственного значения, возможно только при полном восстановлении технологического процесса очистки стоков. Полагают судом не приняты во внимание временные сроки, объем мероприятий и работ, необходимых для исполнения решения суда, контрактная система, бюджет.
В кассационной жалобе администрация ЗАТО Северск ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают на несогласии с выводами суда о возложении обязанности на администрацию ЗАТО Северск направить бюджетные средства городского округа ЗАТО Северск Томской области на обеспечение надлежащего водоотведения для жилых домов, которые расположены на территории МО "Мирненское сельское поселение" Томского района и не входят в состав имущества городского округа ЗАТО Северск Томской области, как несоответствующие нормам законодательства. Настаивают, что исполнение обжалуемых судебных решений без участия МО "Мирненское сельское поселение" не представляется возможным, поскольку спорные объекты недвижимости - канализационные сети, используемые для отвода канализационных стоков, в том числе с территории двух жилых 60-квартирных домов, в отношении которых МО "Мирненское сельское поселение" является собственником на территорию очистных сооружений МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход". Полагают судом не были приняты во внимание доводы, о том, что оздоровительный лагерь "Восход" является сезонным учреждением - функционирует 102 дня в году, в связи с чем эксплуатация со стороны данного учреждения канализационных сетей не осуществляется круглогодично. В свою очередь указанные многоквартирные дома осуществляют сброс сточных вод в канализационные сети лагеря 365 дней в году, в связи с чем полагают, вывод судов о том, что ответственность в данном случае необходимо возложить исключительно на одно муниципальное образование является противоречащим обстоятельствам административного дела. Кроме того, полагают необоснованными выводы судов в части установленных для исполнения решения суда сроков. Не дана оценка судов, тем обстоятельствам, что обязанность по организации надлежащего водоотведения сточных вод, образующихся при эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: Томская область, Томский район, д. Большое Протопопово, оздоровительный лагерь "Восход", исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р.
Ушанка, являющуюся объектом, рыбохозяйственнного значения, возлагается на МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход", муниципальное образование "Городской округ ЗАТО Северск" в лице Администрации ЗАТО Северск", поскольку в материалы административного дела представлены доказательства того, что к канализационным сетям МАУ ЗАТО Северск детский оздоровительный лагерь "Восход" осуществлено подключение, наружных сетей канализации жилых домов N и N, имеющие обозначение "сооружение" N расположенных по адресу: "адрес", в соответствии с планом расположения канализационных сетей, представленных в материалах дела. Сброс канализационных стоков (т.е. водоотведение) данных жилых домов осуществляется через очистные сооружения лагеря в водный объект.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора, представителей административных ответчиков, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, представленных прокуратурой Томской области, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определенье Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 3 которого установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов по соблюдению прав, человека на благоприятную окружающую среду и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 8 ВК РФ).
Согласно части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Статьей 68 ВК РФ определено, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1); привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (часть 2).
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются жим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно статье 25 "Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области" Администрация ЗАТО Северск является исполнительно-распорядительным органом ЗАТО Северск Томской области.
Учредителем МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" является городской округ ЗАТО Северск Томской области; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск (пункт 3 Устава МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" в редакции от 23.04. 2021).
Судами установлено и следует из материалов дела, по результатам проведенной внеплановой выездной проверки Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области выявлены факты сброса МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход", сточных вод в р. Ушайка в Томском районе в окр. д. Большое Протопопово, с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ по причине неработоспособности очистных сооружений, расположенных по адресу: Томская область, Томский район, д. Большое Протопопово, 1; по результатам проверки МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход", выдано предписание N ЭВВС-2 от 23.11.2021, в том числе указано на необходимость организации водоотведения сточных вод в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
В установленные сроки предписание не исполнено.
В соответствии с заключением о результатах исследования проб от 23.11.2021, отобранных ОГБУ "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования", установлено превышение концентраций загрязняющих веществ из сброса сточных вод в р. Ушайка от канализационной насосной станции ДОЛ "Восход" в Томском районе в окр. д. Большое Протопопово.
Собственником объектов водоотведения, эксплуатируемых МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход", в том числе объекта водоотведения, расположенного по адресу: "адрес"", строение 18, сооружения канализации очищенных стоков с очистных сооружений по адресу: Российская Федерации, "адрес" с кадастровым номером N, является Городской округ ЗАТО Северск Томской области.
В соответствии с техническим паспортом здания объект недвижимости по адресу: "адрес"", строение 18, является канализационно-насосной станцией.
Указанные объекты водоотведения по договору о пользовании муниципальным имуществом на праве оперативного управления от 26.08.2015 переданы МАУ ЗАТО Северск детский оздоровительный лагерь "Восход" в оперативное управление.
Городской округ ЗАТО Северск Томской области является собственником следующего имущества: сооружение - канализационная асбестоцементная сеть с колодцами и арматурой, общей протяженностью 495, 8 п.м.; сооружение - сети ливневой и хозфекальной канализации с напорными коллекторами, протяженностью 3437, 3 п.м.; здание, общей площадью 474, 1 кв.м. Указанное имущество передано в оперативное управление МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход".
Система коммунальной инфраструктуры МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" также обеспечивает коммунальными ресурсами жителей д. Большое Протопопово на территории Мирненского сельского поселения Томского района.
Комплекс коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, находящийся в оперативном управлении МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход", передавался в аренду ресурсоснабжающим организациям для оказания услуг по регулируемыми тарифам до ввода в эксплуатацию газовой котельной (введена в эксплуатацию Администрацией Томского района). В целях бесперебойного обеспечения холодным-водоснабжением жителей деревни и новой газовой котельной МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" заключен договор аренды имущества с Муниципальным унитарным предприятием Томского района "Технополигон" 27.09.2021. При этом МУП ТР "Технополигон" отказалось заключать договор аренды имущества в целях оказания услуг по водоотведению. Баланс потребления коммунальных услуг между МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" и остальными потребителями составляет около 50%.
МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" представлены договоры, заключенные с индивидуальным предпринимателем ФИО11 о предоставлении услуги илососа (выполнение работ по прочистке канализационной магистрали 9 корпуса - школа) в МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" N от 27.07.2022, N от 04.08.2022, N от 24.07.2023, N от 13.07.2023 с приложением актов выполненных работ, а также договоры с индивидуальным предпринимателем ФИО12 на выполнение работ по очистке, прочистке трубопроводов канализации N от 21.02.2023, N от 25.04.2023, N от 30.05.2023, N от 12.07.2023, N от 25.07. 2023, N от 17.01.2022, N от 25.05.2022, N от 28.06.2022, N от 08.08.2022, N от 04.10.2022 с приложением актов выполненных работ. Договоры подтверждают осуществление действий административными ответчиками по прочистке спорной канализационной магистрали, по очистке, прочистке трубопроводов канализации в основном в летний период (в иные периоды такие работы осуществляются не планомерно).
В письме от 20.07.2023 Администрация ЗАТО Северск уведомила Томского межрайоного природоохранного прокурора, что ввиду дефицита бюджета ЗАТО Северск изыскать средства на выполнение проектно-сметной документации и инженерных изысканий для реконструкции очистных сооружений не представляется возможным; поскольку проблема работы очистных сооружений затрагивает два муниципальных образования, предпринимаются меры по поиску источников финансирования мероприятий по реконструкции объекта с участием регионального бюджета и иных источников финансирования.
12.09.2023 Мэр ЗАТО Северск обратился к заместителю Губернатора Томской области по территориальному развитию об оказании содействия в выделении финансирования ЗАТО Северск из областного бюджета в 2025 году в размере 93 миллиона руб. для строительства локальных очистных сооружений в ДОЛ "Восход".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что до настоящего времени в соответствии с требованиями природоохранного законодательства не организовано водоотведение сточных вод, образующихся при эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: Томская область, Томский район, д. Большое Протопопово, оздоровительный лагерь "Восход", проанализировав законодательство в области охраны окружающей среды и организации водоотведения, определив правообладателей объектов водоотведения, пришел к выводу, что организация водоотведения должна быть возложена на МАУ ЗАТО Северск ДОЛ "Восход" в лице Администрации ЗАТО Северск Томской области, а также в лице Управления молодёжной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск, установив срок исполнения решения.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, отклонив доводы о ненадлежащем определении обязанных лиц и неразумности установленного судом срока.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными.
Доводы кассационных жалоб фактически повторяют позицию заявителей по спору, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (пункт 3), организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Вопросы принадлежности эксплуатируемой системы водоотведения и ее эксплуатации подлежат разрешению в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предметом оценки по настоящему делу с учетом предмета и оснований заявленных требований, не являются. Нарушений требований норм материального права, определяющих обязанности правообладателей системы водоотведения при установленных по настоящему делу обстоятельствах, судами не допущено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе при определении состава лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, доводы кассационных жалоб не подтверждают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба УМСП ФКИС администрации ЗАТО Северск, кассационная жалоба администрации ЗАТО Северск удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Северского городского суда Томской области от 25 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 19 января 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.