Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тарасова Андрея Викторовича, поданную 19 апреля 2024 г, на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2023 г, по административному делу N 2а-137/2022 по административному исковому заявлению Тарасова Андрея Викторовича о признании действий, постановления Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю" (далее ФКУ ИК - 2), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее УФСИН России по Забайкальскому краю), Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России) о наложении взыскания и переводе в строгие условия содержания незаконными.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения Тарасова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Тарасов А.В. обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 02.12.2021 о наложении взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком 7 суток с последующим переводом в строгие условия отбывания наказания и его отмене; о признании незаконными действия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по не предоставлению возможности ознакомиться с материалами по наложенному взысканию.
В обоснование требований указано, что Тарасов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю с 08.05.2015.
26.11.2021 он был вызван на комиссию по трудоустройству, где ему было предложено трудоустроиться уборщиком производственных помещений, иных должностей предложено не было. Перечня работ, входящих в обязанности по этой должности не было представлено, обязательная медицинская комиссия не проведена, в связи с чем, он отказался от данной должности.
Постановлением начальника исправительного учреждения от 02.12.2021 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток, с последующим переводом в отряд строгих условий отбывания наказания, за отказ от работы. В ознакомлении с материалами, на основании которых было наложено дисциплинарное взыскание, было отказано, в связи с чем Тарасов А.В. отказался от подписи.
Полагает постановление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю незаконным и нарушающим его права, в том числе предусмотренные частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, поскольку он не был официально трудоустроен и не приступил к выполнению работ, никакого ущерба производству причинить не мог, наложенное взыскание не отвечает требованиям соразмерности. Он отказался от трудоустройства, а не от работы. Полагает, что у него должна быть возможность выбора работы, которую ему предстоит выполнять с учетом опыта и имеющихся специальностей. Указывает, что обращался на протяжении всего периода отбывания наказания к администрации исправительного учреждения по вопросу трудоустройства. Летом 2021 г. был привлечен к сезонным работам на подсобном хозяйстве исправительного учреждения.
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 08.04.2022 в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2022, принят отказ Тарасова А.В. от иска в части требований о признании незаконными действий ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по непредоставлению возможности ознакомиться с материалами по наложенному взысканию, решение Карымского районного суда Забайкальского края от 08.04.2022 в части отказа в удовлетворении указанных требований отменено, производство по делу - прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2023, апелляционной определение от 07.12.2022 отменено в части оставления без изменения решения Карымского районного суда Забайкальского края от 08.04.2022, административное дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13.09.2023 решение Карымского районного суда Забайкальского края от 08.04.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тарасов А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
В обоснование жалобы, указывает, что пояснения свидетеля ФИО14. противоречивы. Настаивает, что проведенный 02.12.2021 медицинский осмотр, связан с помещением его в условия штрафного изолятора, а не с целью определить состояние его здоровья при трудоустройстве на должность уборщика производственных помещений. Доводы об отсутствия у него возможности выполнять работу уборщика производственных помещений в связи с наличием у него заболевания, не получили оценку в полной мере. Так же, как не дана оценка доводу о том, что администрацией исправительного учреждения (работодателем) не выдавались средства индивидуальной защиты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В силу части 6 статьи 11 УИК РФ неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Статьей 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные в период возникновения спорных правоотношений приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 (далее по тексту - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлены обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В частности, осужденные обязаны выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; добросовестно относиться к труду и учебе.
В соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ и пунктом 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем (приложение N 7).
Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (часть 6 статьи 103 УИК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 116 УИК РФ отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин является злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток (пункт "в" части 1 статьи 115 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 4 статьи 117 УИК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 124 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия содержания, которые характеризуются повышенной степенью ограничений.
К видам медицинских осмотров, установленных частью 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отнесен предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.
Согласно статье 69 Трудового кодекса Российской Федерации обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Из указанных норм материального права следует, что при направлении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на работу в соответствии с требованиями статьи 103 УИК РФ проведение обязательного предварительного медицинского осмотра не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Соответственно, при направлении на работу должно учитываться состояние здоровья осужденного.
Согласно пункту 3 обязанностей уборщика производственных помещений ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, содержащихся в типовой должностной инструкции, уборщик обязан: убирать в цехах и других производственных помещениях отходов производства и мусора; удалять пыль, подметать и мыть вручную или с помощью машин и приспособлений полы, лестниц, лестничные клетки, окна, стены, потолки в производственных помещениях; приготавливать моющие и дезинфицирующие растворы для мытья иолов, стен, окоп и потолков; транспортировать отходы и мусор из производственных помещений в установленное место; получать моющие средства, инвентарь, и обтирочный материал; очищать, осуществлять санитарную обработку и расстановку урн для мусора; осуществлять уборку и дезинфицирование туалетов, душевых, гардеробных и других мест общего пользован производственных помещений; знать требования промышленной санитарии; правила санитарии и гигиены по содержанию производственных помещений; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и приспособлений; назначение концентрацию моющих и дезинфицирующих средств; правила эксплуатации санитарно-технического оборудования
Судами установлено и следует из материалов дела, с 08.05.2015 Тарасов А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю.
Из справки, предоставленной ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, следует, что по состоянию на 26.11.2021 в исправительном учреждении на ставках по хозяйственному обслуживанию имелись следующие вакантные должности: уборщик производственных помещений - 1 единица; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий - 1 единица; кухонный рабочий ХО - 1 единица.
Согласно протоколу N от 26.11.2021 проведено заседание комиссии по трудоустройству ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, на комиссию были вызваны осужденные: ФИО7, Тарасов А.В, ФИО8 Осужденный ФИО7 согласился с предложенной оплачиваемой должностью рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, осужденный ФИО8 согласился с предложенной оплачиваемой должностью кухонного рабочего. Осужденный Тарасов А.В. от предложенной должности уборщика производственных помещений отказался, объяснение по факту отказа от оплачиваемой должности не представил.
В акте N указано, что 26.11.2021 в 15 часов 30 минут содержащийся в общежитии отряда N обычных условии отбывания наказания Тарасов А.В. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно: на комиссии администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по трудоустройству осужденных в категорической форме отказался от оплачиваемой работы (уборщик производственных помещений). Тарасову А.В. было предложено дать письменное объяснение по поводу отказа от работы, от дачи объяснений осужденный отказался, о чем составлен акт. Указанное также отражено в рапорте по факту нарушения от 26.11.2021 с предложением о привлечении Тарасова А.В. к дисциплинарной ответственности.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 02.12.2021 Тарасов А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток за невыполнение требований части 1 статьи 103 УИК РФ, пункта 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка за допущенное злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания. От подписи Тарасов А.В. отказался, о чем составлен акт.
Перед помещением в штрафной изолятор Тарасову А.В. было проведено медицинское обследование, согласно которому Тарасов А.В. в штрафном изоляторе содержаться может.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 02.12.2021 Тарасов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. От подписи Тарасов А.В. отказался, о чем составлен акт.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 02.12.2021 Тарасов А.В. переведен в строгие условия отбывания наказания. От подписи Тарасов А.В. отказался, о чем составлен акт.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что привлечение Тарасова А.В. к дисциплинарной ответственности постановлением от 02.12.2021, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, перевод в строгие условия содержания, соответствуют требованиям законодательства, факт совершения осужденным Тарасовым А.В. дисциплинарного проступка подтвержден материалами административного дела, уважительные причины отказа от работы у осужденного отсутствовали, порядок и процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены.
Суд апелляционной инстанции с учетом пояснений опрошенной в качестве специалиста врач-дерматовенеролог ГУЗ "Краевой кожно-венерологический диспансер" ФИО9, допрошенной в качестве свидетеля фельдшера ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России ФИО16, наблюдавшей за здоровьем административного истца, начальник отдела организации лечебно- профилактической работы ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России ФИО15, выдавшей справку о состоянии здоровья Тарасовой А.В, истребованной и исследованной медицинской карты Тарсова А.В, с выводами районного суда согласился, не установив наличие препятствий для привлечения к труду.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судом правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и предоставленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, подлежат отклонению, как основанных на субъективной оценке заявителем обстоятельств дела. Каких - либо объективных доказательств, препятствующих привлечению к оплачиваемому труду, в ходе рассмотрения дела не установлено. При привлечении к труду, а также при применении мер дисциплинарной ответственности за отказ от работы, Тарасов А.В. на наличие таких обстоятельств не ссылался, от пояснений отказался.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в указанной части в кассационном порядке, кассационная жалоба Тарасова А.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2023 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями статей 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.