Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края), поданную 22 мая 2024 г, на апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2024 г, по административному делу N 3а-10/2024 по административным исковым заявлениям Салтанова Николая Михайловича, Салтановой Натальи Геннадьевны о признании недействующими нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
Приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 604-НПА установлены предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов для ОАО "Бизнес Консалт", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городское поселение "Карымское" муниципального района "Карымский район" на 2020 год.
Приказ N 604-НПА опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края http://право.забайкальскийкрай.рф, 24.12.2019.
18.12.2020 Приказом РСТ Забайкальского края N 601-НПА указанный приказ признан утратившим силу.
Салтанов Н.М, Салтанова Н.Г. обратились в Забайкальский краевой суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании Приказа N 604-НПА, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, приказу Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами". При наличии в Территориальной схеме по обращению с твердыми коммунальными отходами принадлежащих административным истцам объектов образования отходов, они обязаны оплачивать региональному оператору плату за коммунальную услугу. В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что необходимая валовая выручка (далее - НВВ) оператора по захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) включена в состав НВВ регионального оператора по обращению ТКО в Забайкальском крае ООО "Олерон+", соответственно, в случае установления незаконности тарифа по захоронению твердых коммунальных отходов, в силу положений пункта 22 Основ ценообразования подлежит пересмотру тариф регионального оператора, установленный приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 611-НПА "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, на 2020 год".
Определением Забайкальского краевого суда от 04.12.2023 административные исковые заявления объединены для совместного рассмотрения с присвоением номера дела N 3а-304/2023.
Определением Забайкальского краевого суда от 30.01.2024 производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10.04.2024, определение Забайкальского краевого суда от 30.01.2024 отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе РСТ Забайкальского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе определения краевого суда о прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы настаивают, что обжалуемый приказ N 604-НПА не затрагивает права и законные интересы административных истцов. Доказательством применения к административным истцом обжалуемого приказа является решение Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А19-884/2022 о взыскании в пользу ООО "Олерон+" задолженности за услуги по обращению с ТКО, в том числе за 2020 год, которое вступило в законную силу, исполнено должниками, правоотношения сторон по оплате за оказанную услугу регионального оператора за 2020 год прекращены. Дело N А19-884/2022, рассмотренное Арбитражным судом Иркутской области, затрагивает правоотношения приказом РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА. При этом в производстве Забайкальского краевого суда в настоящее время находится административное дело N 3а-138/2023 по административному исковому заявлению Салтанова Н.М, Салтановой Н.Г. о признании недействующим приказа РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА, Настаивают, что непосредственно к административным истцам приказ РСТ Забайкальского края N 604-НПА не применяется, субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, административные истцы не являются.
Настаивают, что, к административным истцам, как собственникам коммерческих и жилых объектов, применяется нормативный правовой акт - приказ РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края на 2021-2023 годы", в связи с чем, по мнению заявителя, экономическая обоснованность услуги по захоронению твердых коммунальных отходов подлежит оспариванию административными истцами в рамках обжалования приказа РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края на 2021-2023 годы", в то время как Приказ N 604-НПА не регулируют отношения с участием административных истцов, не ограничивают их права, свободы и законные интересы, не возлагают на них какие- либо обязанности, сведений о применении приказа к административным истцам не имеется. Пятым апелляционным судом общей юрисдикции не дана правовая оценка на возражения представителя РСТ Забайкальского края в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания), утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.
Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО предусмотрены разделом XI Основ ценообразования (пункты 89 - 92) и разделом VI Методических указаний (пункты 83 - 95).
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Пунктом 91 Основ ценообразования предусмотрено, что при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину.
Согласно пункту 85 Методических указаний необходимая валовая выручка регионального оператора определяется как сумма расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, собственных расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 87 Методических указаний, и корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора, осуществляемой в соответствии с пунктом 92 Методических указаний (формула 43).
В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, ООО "Олерон+" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.
Приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 N 611-НПА установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, на 2020 год.
При расчете НВВ регионального оператора ООО "Олерон+" на 2020 год были учтены расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО (захоронение, обработка). Данные расходы определены исходя из тарифов, установленных органом регулирования, в том числе на основании оспариваемого приказа для ООО "Бизнес Консалт".
Установлено также, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.11.2022 по делу N А19-884/2022 исковое заявление ООО "Олерон+" к индивидуальным предпринимателями Салтанову Н.М, Салтановой Н.Г, с индивидуального предпринимателя Салтанова Н.М. в пользу ООО "Олерон+" за период с 01.05.2020 по 30.06.2021 взыскано 50 744, 64 руб. основного долга, 6 469, 94 руб. неустойки, 2 136 руб. судебных расходов. С индивидуального предпринимателя Салтановой Н.Г. в пользу ООО "Олерон+" за период с 01.05.2020 по 30.06.2021 взыскано 24 532, 52 руб. основного долга, 3 127, 90 руб. неустойки, 1 106 руб. судебных расходов.
Прекращая производство по делу, судом первой инстанции указано, что на момент подачи административного искового заявления прекратил свое действие, а также Приказ N 611-НПА утратил силу при принятии Приказа РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 N 590-НПА, то есть непосредственно не затрагивают права и законные интересы административных истцов, суд пришел к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Отменяя определение, апелляционный суд указанные выводы краевого суда признал ошибочными.
Исходя из приведенного выше правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, апелляционной суд пришел к выводу, что оспариваемые по настоящему делу приказы РТС Забайкальского края затрагивают права и законные интересы административных истцов. При этом, несмотря на формальное прекращение действия, приказы сохраняют свойства нормативности, поскольку на их основании определен размер необходимой валовой выручки для операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, включаемой в состав необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", и, следовательно, рассчитывается сумма задолженности административных истцов по оплате соответствующих услуг, предъявленной ко взысканию.
Выводы суда апелляционной инстанции постановлены на основе правильного применения норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку правильности выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, нарушение судом норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неверного судебного акта не подтверждают.
Иных обстоятельств, которые бы опровергали правильность выводов суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба РСТ Забайкальского края удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.