Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления лесного хозяйства Омской области на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 31 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 27 марта 2024 года по делу N 2а-423/2024 по административному исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производств и потребления (свалок) на территории лесного фонда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Главного управления лесного хозяйства Омской области в части непринятия мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, находящихся в границах лесотаксационного выдела N 29 квартала N 20 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области и в границах лесотаксационного выдела N 17 квартала N 41 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области; возложении на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанности ликвидировать вышеуказанные места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда.
В обоснование заявленных требований указано на результаты прокурорской проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее также - Главное управление) в части эффективности осуществления полномочий по обеспечению охраны и защиты лесов на территории Омской области, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов на землях государственного лесного фонда на территории Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, непринятие мер по ликвидации которых, непосредственно граничащих с лесными насаждениями, нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 31 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 27 марта 2024 года, заявленные прокурором административные исковые требования удовлетворены; признано незаконным бездействие Главного управления лесного хозяйства Омской области в части непринятия мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского лесничества Омской области, в частности: в границах лесотаксационного выдела N 29 квартала N 20 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области; в границах лесотаксационного выдела N 17 квартала N 41 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области; на Главное управление лесного хозяйства Омской области возложена обязанность в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать (обеспечить) ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского лесничества Омской области, в указанных границах.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 мая 2024 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств дела. Повторяя доводы, приведенные в обоснование заявленных по существу административного иска возражений, настаивает на отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на орган исполнительной власти в области лесных отношений, указывая, что уполномоченным исполнительным органом в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления является орган местного самоуправления; причинение вреда Главным управлением и наличие необходимой причинно-следственной связи между осуществлением полномочий Главного управления и несанкционированным размещением отходов производства и потребления на лесном участке не доказано. Полагает, что Главное управление не имеет полномочий по расходованию средств субвенций федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений в соответствии с частью 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, для целей ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, ссылаясь на то, что управлением осуществляются полномочия распоряжения лесными участками в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации только в виде предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Считает, что понятия защиты и охраны лесов судами истолкованы расширительно.
Также указывает, что судами не приняты во внимание попытки Главного управления установить виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления на лесном участке лиц. Обращает внимание, что Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, утратили силу.
Прокуратурой Омской области принесены возражения на кассационную жалобу, Министерством финансов Российской Федерации представлен отзыв.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (часть 1); охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими отнесено к ведению Российской Федерации, в то же время Российская Федерация в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
На основании пункта 1 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области", Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.
В соответствии с возложенными на него задачами Главное управление выполняет функции по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (подпункт 6 пункта 8 Положения).
Исходя из приведенного правового регулирования является верным вывод судов о том, что ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке лесного фонда Омского лесничества, отнесено к полномочиям Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 33 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года.
Довод кассационной жалобы о расширительном толковании судами понятия защиты и охраны лесов не может быть принят, поскольку из вышеприведенных законоположений следует, что данные полномочия включают в себя, в том числе, и полномочия по охране и защите лесов от загрязнения отходами производства и потребления, по ликвидации выявленных на землях лесного фонда несанкционированных свалок.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 8); осуществления выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организации ликвидации такого вреда в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 173).
Согласно части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами должна содержать перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда, вопреки доводам кассационной жалобы, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые подлежат реализации за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по охране лесов, либо за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации путем организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ссылка заявителя жалобы на полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, установленные Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года N 8 "О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области", несостоятельна, поскольку пунктом 25 указанного Положения установлено, что в порядке взаимодействия с иными органами исполнительной власти Омской области Министерство координирует деятельность Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств противоправного деяния Главного управления и причинно-следственной связи между полномочиями Главного управления и несанкционированным размещением отходов производства и потребления, применительно к предмету спора в рамках переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации правового значения не имеют.
Иные доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку нарушение судом норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов, не подтверждают.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 31 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 27 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления лесного хозяйства Омской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.